ОЖИВШАЯ «ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ»

Анна Попова

15 апреля в Московском Драматическом Открытом Театре прошел спектакль «Варшавская мелодия» в постановке руководителя театра Владимира Мошарова.

 Вытянутое небольшое пространство зала МДОТа прекрасно подходит для камерных историй. Занавес поднимается вручную, сцена глубокая, а задник поглощает свет, создавая темноту черного кабинета. Из нее, будто из пустоты, появляются главные герои. Несмотря на то, что театр начинался как студия, в его репертуаре уже давно есть серьезные драматические названия: «Дядя Ваня» по пьесе А. Чехова, «Пять вечеров» А. Володина, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова. Примечательно, что большую часть названий составляют “оттепельные” пьесы. Имевшие огромный успех в свое время, сейчас они нуждаются в иных режиссерских трактовках и новом взгляде. Редко можно найти спектакли по пьесам Володина, Вампилова или Зорина без приторной советской ностальгии, которая превращает все происходящее на сцене в древний артефакт, а не живую историю о людях.

«Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина в постановке Владимира Мошарова в этом смысле приятно удивила. Режиссер просто и ловко управляется с эпохой. Действие спектакля охватывает два важных исторических периода: после Великой Отечественной войны и время “Оттепели”. Представление в спектакле послевоенного времени создает ненавязчивое ощущение хроники, достоверности событий, а эпоха “Оттепели”, за счет аскетичности пространства и большей концентрации на развитии героев, теряет ненужное чувство ностальгии, но сохраняет историчность.

Владимир Мошаров идет строго по сюжету пьесы. Спектакль начинается со встречи героев на концерте Шопена. Молодой человек до начала выступления перекупил билет, его место оказалось по соседству с местом студентки консерватории, полькой по национальности, как потом выяснилось по акценту и разговору. Девушка в простом, но красивом платье с удивлением оглядывает молодого человека, ведь вместо него должна была быть её подруга, но та перед концертом отдала ему билет — нашлись дела важнее музыки. Строгая, образованная студентка сетует на внезапного нового соседа и непорядочность подруги.  Молодому человеку в военной форме — он бывший солдат, нынешний студент — компания, наоборот, оказывается по душе, да и концерт Шопена, который он слышит впервые, тоже. Так происходит знакомство Гели и Виктора — главных и единственных героев спектакля.

В начале спектакля их отношения раскрываются через противопоставления. Геля в исполнении Дарьи Марусовой требовательная, порядочная студентка. Она по-девичьи болтлива, но, при этом, знает ценность слова и одной фразой может остроумно поставить на место. Виктор Александра Белкина, наоборот, в словах не очень аккуратен, поскольку простоват и честен. Однако это не страшно, ведь Геля готова его немного перевоспитать и научить правилам приличия, а Виктор готов учиться.

Интересно, что в спектакле, после признания героев в любви, взаимные чувства будто обременяют их новыми заботами. Неожиданно каждый из них взял на себя ответственность за другого. На Викторе это отражается больше всего, он часто жалеет, что у него нет собственного жилья, куда можно привести Гелю, говорит о женитьбе. А Геля будто совсем не готова к таким резким переменам, для неё быстрое сближение — безрассудство. Ей хочется не спешки, а искренней любви.

Наиболее полно взаимосвязь противоположных чувств любви и беспокойства видна в сцене празднования Нового года. Чтобы порадовать Гелю дорогим подарком, новыми туфельками, Виктор по ночам разгружал вагоны. Он случайно засыпает, пока Геля наряжается к празднику. Героиня не хочет его будить и просто садится рядом, смотрит, гладит по голове. Увидев туфли, догадывается, что Виктор работал по ночам, чтобы заработать на подарок. В этой, внешне статичной, сцене помимо тихой нежности и счастья, чувствуется зарождающаяся горечь. Будто любовь героев случилась с ними слишком рано, для таких сильных чувств они были еще молоды. С другой стороны, здесь и уже есть намек и на последующие события. Их и, без того хрупкий, рай в шалаше разрушит закон о запрете браков с иностранцами. Хотя Виктор и говорит, что запрет никак не повлияет на их с Гелей планы, его обещание остается только словами. Героя переведут по работе в Краснодар, и следующая их встреча состоится только через десять лет.

В спектакле связь Виктора и Гели после расставания безнадежно обрывается. Они остаются чужими друг другу и во время следующих встреч, между ними больше нет ничего общего. Обоим очень сложно признаться, что они все еще любят друг друга, ведь у каждого уже сложилась другая, их собственная жизнь. Виктор занимает престижную должность на предприятии по производству вина, Геля стала известной певицей. У обоих семьи – и он и она встретили новую любовь. Первая встреча после расставания для героев весьма болезненна – ведь это напоминание о прошлой жизни, об их несбывшейся любви. Геля холодна, она хочет задеть Виктора своей неприступностью. Виктор растерян, пожалуй, он только сейчас окончательно понимает, что время не вернуть вспять.

Однако уже в следующий раз, на концерте Гели, герои ведут себя как старые друзья: делятся успехами, вспоминают прошлое.  Интереснее становится наблюдать не за их любовной линией, а за течением их жизней. Как из озорной Гели вырастает умная и профессиональная исполнительница, уже немного утомленная своей успешной карьерой. Как Виктор из простого мальчишки превратился в уважаемого доктора наук. 

В разных постановках «Варшавской мелодии» всегда возникает вопрос о том, кто в паре ведущий герой. Чаще всего им бывает Геля, реже — Виктор, но в спектакле Мошарова герои равноправны. Геля и Виктор на протяжении всего спектакля остаются обособлены друг от друга, говоря по-модному, — самодостаточны. Невозможность их крепкого союза становится правилом спектакля, иначе они могли бы не найти самих себя. Быть может так вернее, несбывшуюся любовную историю ничем не испортить, но работая и добиваясь успеха, они оставались верными себе и помнили друг о друге до конца.

Фотографии Сергея Печоры

Author

Поделиться: