4 февраля исполнилось бы 90 лет Игорю Владимировичу Кваше, актеру, режиссеру, ведущему передачи «Жди меня», Народному артисту, основателю и, наверное, даже, основоположнику, театра «Современник». Титулов за всю жизнь у Игоря Кваши накопилось множество, но все они как-то не отягчали – он всегда оставался человеком теплейшего обаяния, обостренной справедливости и тонкого чутья на человеческое и артистическое достоинство. Представить его солидным старцем тоже не очень выходит, непобедимое хулиганство и азарт к жизни были в крови и таланте и не давали стареть даже когда того требовал паспорт.
Московский театр «Современник» на Другой сцене аккурат в день юбилея показал уникальное представление – документальный спектакль «Эт самое… КВАША» и организовал отличную выставку в фойе сцены Основной. Автор выставки – художник Ольга Кузнецова — придумала интересную концепцию: разместить десятки архивных фотографий (консультант – Татьяна Прасолова) и личных вещей, на гранях кубов, составленных в сложные ступенчатые пирамиды. В итоге получилась метафора большой, насыщенной, непростой жизни человека, в которой были и лестницы вверх и ступени вниз. Выставку, кстати, можно увидеть в театре до 4 марта, а вот спектакль прошел только один раз – как и положено подарку на день рождения.
Авторами идеи стали актеры молодого современниковского призыва: Полина Рашкина, Семён Шомин и Иван Комаров. Взяв за основу фрагменты мемуарной книги юбиляра «Точка возврата», объединили их характерной игорьвладимировичевской фразочкой «эт самое…» и, с одной стороны, продолжили традицию отмечать дни рождения Игоря Кваши в «Современнике», а, с другой, запустили неостановимую цепочку радостно-лирических воспоминаний.
Актеры на сцене в лучших традициях упражнений по сценречи и в этюдах изображали и самого героя вечера, и Валентина Гафта, друзей, коллег, персонажей арбатского детства и юности, обожаемую маму. Пожалуй, глубины тембра и личности не хватило для полного погружения, но сам прием – рассказать историю жизни как бы голосом самого Игоря Владимировича – вызывает безусловное уважение. Иногда бывает так, что уровень мастерства не в силах вызвать на сцене эффект присутствия. А иной раз он случается совершенно неожиданно. У Игоря Кваши было потрясающе и, как сейчас стало понятно, весьма редкое, чувство любви к жизни, театру и людям. Любовь осталась рассеянной в воздухе, впиталась в стены родного театра, и этим вечером сконцентрировалась и стала физически ощутимой. Дефицитное нынче чувство породило искомое. Душевное тепло и искренность стали самыми важными чувствами в юбилейный вечер. И начисто сняли пафос, присущий подобного рода мероприятиям. И это тоже было важно и правильно, потому что котурны с Игорем Квашой всегда монтировались очень плохо.
На сцене молодые артисты старательно, уважительно и радостно прикасались к жизни своих старших друзей и коллег, так внезапно и совсем недавно ставших, страшно сказать, историей. А в зале смеялись, аплодировали и вспоминали свое люди разных современниковских поколений. Два параллельных потока воспоминаний, в итоге, пересеклись общим именем, спектаклями, ролями, арбатской и чистопрудной географией.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра