Спектакль «Дядюшкин сон» в постановке Глеба Черепанова в театре «Школа драматического искусства» представляет собой современную интерпретацию одноименной повести Федора Михайловича Достоевского. Подобное решение, безусловно, вызывает интерес, а спектакль оправдывает самые смелые ожидания своей аудитории.
Режиссерская смелость оправдана самим Достоевским, выносящим слово «сон» в название своего произведения. Оформление спектакля идеально поддерживает эту концепцию, создавая атмосферу сна и даже легкой галлюцинации. Например, музыка, несмотря на свое стилистическое разнообразие, запоминается прежде всего невероятной мягкостью и расслабляющей гармонией. Композитор и музыкальный руководитель спектакля, Кирилл Тепляков, практически постоянно находится на сцене. Поначалу даже не замечаешь актера, который сидит за лестницей под огромным стулом. Он играет на множестве музыкальных инструментов, создавая из несочетаемых, казалось бы, звуковых элементов запоминающиеся мелодии. Художник по свету Михаил Глейкин переносит зрителей в атмосферу грез и фантазий. Здесь и яркий мерцающий свет, и кромешная темнота, и неверный свет луны. Хореография, разработанная Ксенией Руденко, также разнообразна: современный танец, классический балет, индивидуальная пластика каждого персонажа поддерживает яркость оформления спектакля. Особенно выделяется эмоциональный танец Князя К (Кирилл Федоров) и Настасьи Петровны (Алина Чернобровкина).
Фантазийными стали и костюмы, которые детально проработаны под руководством художника-постановщика Марии Морозовой. Так, у Марьи Москалевой — длинный костюм с яркими желтыми пышными цветами, подчеркивающий ее энергичную и дерзкую натуру; у Князя К странноватый образ — черный парик и белые очки, что добавляет нелепости его образу. Сразу же формируется и отношение к персонажу: его не понимают и не воспринимают всерьез.
Одно из главных отличий постановки Глеба Черепанова от многих других — молодые актеры, которые привносят свежий взгляд и энергию в произведение. Зина, Анна Кутняк, прекрасно передает чувственность и магию своего персонажа. Ее оперное пение добавляет мистическую ноту в спектакль и погружает зрителя в мир сна еще глубже. Марья Москалева (Александра Лахтюхова) представлена как пафосная женщина, которая выглядит сильной и бесчувственной, но на деле она хочет только лучшего для своей дочери. Конечно, не всем это нравится, так как все знают лишь корыстные цели героини.
Князь К в исполнении Кирилла Федорова — грустный, наивный и очень одинокий персонаж, вызывающий сочувствие у любого зрителя. У него была любимая черная маленькая игрушка, которую он всегда держал при себе. Однако при первой же встрече с Зиной — протянул игрушку ей, интуитивно угадав, что она — единственное прелестное и чистое создание среди всех жителей Мордасова. Монолог Князя К в конце спектакля задает совершенно новую ноту, заставляя задуматься о нравственности, выборе пути и смысле жизни. Герой раскрывает и тему обманчивого внешнего вида. Ведь за кажущейся нелепостью может скрываться глубокая человечность. Поначалу кажется, будто это легкая комедийная история, но за этой маской скрывается тонкий нравственный посыл, который раскрывается по мере развития сюжета.
«Дядюшкин сон» – спектакль, который оставляет глубокий след в душе зрителя и напоминает нам о ценности мелочей и счастья, которые часто ускользают от нашего внимания в повседневной суете. Начав с легкости и юмора, спектакль постепенно раскрывает свой глубокий смысл и именно поэтому оставляет глубокие впечатления в сердцах зрителя.
Фото Татьяны Вальяниной