Обыкновенные чудеса за чудеса не принимают. Однако в фантазиях настоящего сказочника, негромко и задумчиво рассуждающего вслух о любви, живут целые миры, наполненные волшебством. Стоит только взять в руки ножницы и картон, как эти миры начнут оживать перед нашими глазами. Сказка Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» в Вахтанговском театре — это второй диалог режиссера Ивана Поповски с пьесой.
В отличие от мюзикла в 2010 году в спектакле трагичность и хрупкость жизни становится одной из главных тем повествования. Достаточно быстро рассеиваются и невольно возникающие ассоциации с известным фильмом Марка Захарова. В спектакле не отказываются от музыки Геннадия Гладкова (в аранжировке Настасьи Хрущевой к ней добавились призвуки металлического скрежета) и песен на стихи Юлия Кима, сохраняется сюжет, но ироничный и саркастический тон в спектакле остается лишь в нескольких сценах с Королем.
Художник Мария Трегубова обращается к своей любимой игре с масштабами, что позволяет создавать сказку здесь и сейчас, не скрывая от нас этапов фантазирования и творения. Если Хозяин-волшебник вырезает лес, создает из него макет, то с колосников сразу же спускаются картонные деревья, а если вертеть в руках птичку из бумаги, то за птичкой на сцену спустятся бумажные цветы и травы. Ярко-розовые костюмы в первом действии спектакля не просто создают немного нелепую и смешную реальность, но и передают иллюзорность счастья, когда оно так легко может рассеяться, а сказочный мир станет блеклым и серым к началу второго действия.
Главная пара в этой истории — Хозяин (Владимир Логвинов) и Хозяйка (Яна Соболевская). Смертельная болезнь любимой, предстоящая боль разлуки порождают в столь страстно любящем супруге желание оживить мгновения первых встреч, поговорить о своих чувствах, отложить час расставания. Волшебная история про Принцессу (Полина Рафеева) и ее возлюбленного Медведя (Эюб Фараджев), волею шутника-волшебника превращенного в юношу, становится лишь фоном для серьезной беседы о скоротечности жизни, о сложностях творчества и о силе случайности. Хозяин-волшебник направляет судьбы своих сказочных героев, не испытывая к ним жалости и сострадания, если они не оправдывают его надежды и способны на своеволие. Он ради шутки задумал устроить у себя дома встречу заколдованного Медведя и Принцессы, чтобы она в него влюбилась, а он после поцелуя смог вернуть себе звериный облик. Вот только вновь быть зверем влюбленный Медведь не готов, а невозможность счастья оборачивается настоящей трагедией для юных сердец, полных любви и отваги.
Хозяин и Хозяйка целиком погружаются в мир выдуманных персонажей: помогают им, подслушивают их сердечные разговоры, дают советы и наставления, вмешиваются в драки и ссоры, терпят их упрямство и уныние. Они все время присутствует на сцене, живут радостями и тревогами своих героев, словно от каждой истории подлинной любви их личная будет только расти. Первая встреча Медведя и Принцессы напомнит о собственном первом знакомстве, сказочные события позволят забыть о тревогах текущей болезни Хозяйки.
Как дети на шумном празднике, выбегают участники нашей сказочной истории в розово-красных нарядах с красными шариками. Их шутки остроумны, рассуждения о соблазнах власти по-прежнему верны. Король, словно взрослый ребенок, не замечает своих капризов, не готов судить разумно и здраво, а при первых же трудностях предпочитает сделать вид и убедить остальных, что их нет, даже если это грозит смертью его любимой дочери. Артур Иванов смог создать образ любящего отца и сумасброда-правителя одновременно. Его речь эмоциональна и горяча, однако все это лишь способ хоть как-то скрыть внутреннюю слабость и неспособность править сказочной страной. Главный способ решения проблем в сказочной стране – это Палач (Сергей Пинегин), который всегда с топором, а плаха оборудован колесами, так что ее удобно возить с собой. Повод же в сказочной стране Королю долго искать не надо. Неслучайно Король свое бездействие во втором действии списывает на тот факт, что у него отняли палача. Придворные больше не хотят быть обвязанными одной веревкой и вышагивать дружно за Королем словно они марионетки в театре Карабаса-Барабаса.
Министр-Администратор (Григорий Здоров) совсем не похож на образ, созданный Андреем Мироновым. Песенка о бабочке, которая крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, не прозвучит, так как в спектакле Министр-Администратор далек от поэзии и песен. Его сила — в слабости Короля, в глупости придворных, в юности и неопытности Принцессы. Только Придворная дама (Юлия Рутберг) не боится идти против его правил, однако, к сожалению, лишь в вопросах регулярности мытья головы. В такой стране у него есть все шансы в какой-то момент сместить слабого правителя, став еще более жестоким тираном, не способным ни к живым чувствам, ни к разумным решениям.
Если Король и Министр-Администратор лишены развития и лишь обнажают свои слабости к финалу, то образ Медведя проходит эволюцию на глазах у зрителей. В первой встрече мы видим неуклюжего и угловатого юношу в шубе и с мороженым в руках, говорящего отрывисто, с придыханием, словно еще помнящего способы звукоизвлечения при медвежьих рычаниях. Эта животная простота порождает искренность и привязанность к Принцессе, а внутренняя борьба завершается криком раненого зверя, не смеющего причинить боль тому, кто ему дорог. Пусть даже бегство от поцелуя лишит надежды на освобождение от чар. Юноша уже во власти зарождающейся любви.
Принцесса в воздушном розовом платье как нежный и самый прекрасный цветок в саду Волшебника. Однако за наивностью и юностью скрывается тонкий ум, отважное сердце, вместе с тем упрямый и горделивый нрав. Страх быть отвергнутой порождает желание мести, а весть о чарах Волшебника приводит ее к отчаянию. Но вопреки унынию Волшебника герои находят в себе силы отстаивать свою любовь. Медведь преодолеет все преграды на пути к Принцессе, а принцесса найдет в себе силы жить дальше.
Придворная дама и Трактирщик, к которому в метель Волшебник направит всех своих персонажей, также обретают свое семейное счастье спустя годы. Евгений Князев создает образ пылкого возлюбленного, которому никакие годы разлук не страшны. Придворная дама (Юлия Рутберг) из чопорной особы, чьи заботы вертелись лишь вокруг себя и своих радостей, превращается в любящую женщину, которая не боится быть искренней, смешной, готова на самопожертвование ради счастья Принцессы и смело требует от Хозяина-Волшебника счастливого финала.
Герои сказочного королевства добьются своего счастья — им будет подарен счастливый финал. Радостный танец любви с прыжками и кружением, который подхватывается всеми персонажами, возможен даже в мрачно-серых декорациях. А что же Волшебник? На больничной койке умирает его жена. Последняя ожившая сказка скрыта занавесом, и шум волн звучит все настойчивее. Плюшевый красный медведь и корона Принцессы у ног жены не вернут ее к жизни, как не могут возвращать к жизни сказки. Хозяин осторожно забирается под кровать жены, пытается прикоснуться рукой и щекой к ее руке, старается запомнить каждый миг. Но бескрайний океан, шуршащей материей заполняющей сцену, уже под ногами жены. Луч света манит ее в новое путешествие, в которое уходят в одиночестве.
Спектакль Ивана Поповски имеет и второй финал, когда команда спектакля поет прощальную песню «Давайте негромко, давайте вполголоса… Что было, то было. Прошло». Скоротечность сценического искусства, невозможность вновь повторить и пережить эпоху Римаса Туминаса в Театре Вахтангова, ожидание нового и неизвестного – множество ассоциаций порождает финал. Светлая грусть прощания является не только разговором о неизбежных разлуках, но и диалогом о любви, живущей в сердце — к созиданию, к фантазии и к людям. Обыкновенное чудо наших дней.