На Другой сцене театра «Современник» прошел вечер памяти драматурга Виктора Розова. Пожалуй, это тот случай, когда место и повод идеально рифмуются друг с другом. Площадка, когда-то задуманная для поиска и творческих экспериментов, лучше всего подходила для разговора о драматурге, чьи пьесы в середине прошлого века стали новым словом в русском театре.
Сама личность Виктора Сергеевича Розова – человека негромкой, но очень точной интонации – определила и характер самого действа. В случае мемуарных мероприятий всегда есть риск впасть в неоправданно-пафосную интонацию, воздвигнуть герою или героине вечера неподвижный памятник и потерять то живое и искреннее, ради чего обычно и хочется вспоминать. Но на Другой сцене с первых же минут зазвучала теплая, непротокольная интонация. Артисты «Современника» Алена Бабенко Ольга Родина, Александр Хованский, Владислав Ветров – не читали, а, буквально, рассказывали, как свою, жизнь Виктора Розова – автобиографическая книга «Удивление перед жизнью» стала контрапунктом происходящего. Что, впрочем, было абсолютно верным решением – личный, в чем-то пристрастный, в чем-то надмирно-точный взгляд драматурга, литератора на свою длинную, полную самых невероятных поворотов, жизнь свидетеля непростого века – уничтожал временную пропасть между прошлым и настоящим театра, а трепетные и живые воспоминания гостей вечера – среди которых были и сын Виктора Розова – актер и режиссер Сергей Розов, театральный критик Павел Руднев, театровед, ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, профессор ГИТИСа Борис Николаевич Любимов – соединяли воедино все поколения особого – современниковского – зрителя.
Из переплетения воспоминаний, живых голосов, фотолетописи на экране складывался настоящий документальный спектакль, по своей необычности, четкости кадра похожий на тот, давний – когда родился сам театр. «Вечно живые» – легендарная пьеса, начало «Современника», из театроведческой истории превратилась в театральное настоящее. Именно ей было суждено стать точкой отсчета иного времени, судеб, нового, еще небывалого, театра. Молодые герои – порывистые, честные, искренние, с гордо поднятой головой и открытым взглядом – тонкое, такое хрупкое и оказавшееся таким сильным поколение – вновь обрело свой чистый и звучный голос. Да и само, изначально небольшое, пространство Другой сцены вдруг раздвинулось, впуская свет, свежий воздух и легкое дыхание – именно розовские пьесы определили две очень важные интонации русского театра XX века – молодой режиссуры Олега Ефремова и Анатолия Эфроса – двух художников, которым предстояло создать портрет театрального искусства в совершенно новой технике.
Сейчас, с высоты прожитого, сыгранного и пережитого, истинный масштаб и характер явления, которое представлял в литературе и драматургии Виктор Розов, виден отчетливо. С ним в послевоенном театре появились герои с другим голосом и глазами. «Розовские мальчики» говорили с поколением своих отцов – об общем прошлом, но, что особенно важно, своем настоящем. Трагедия обоих поколений – принципиальная невозможность договориться, взаимная боль, но и радость жизни, станут главной темой искусства. Не случайно, два важных розовских спектакля разделены всего двумя годами: в 1954 году в Центральном Детском театре режиссер Анатолий Эфрос поставит пьесу Розова с оптимистическим названием «В добрый час!», где одну из главных ролей сыграет молодой Олег Ефремов, а двумя годами позже, в 1956, тот же Ефремов в Студии молодых актеров поставит – «Вечно живых» – и начнется совсем другая театральная история.
Впрочем, формату состоявшегося вечера аналитическая информация только бы повредила, хотя свой блестящий анализ творчества драматурга и представили в своих выступлениях Борис Любимов и Павел Руднев. Самым же главным, конечно, было другое.
Любые мемуарно-протокольные собрания обычно грешат некоторой искусственностью – чаще всего, герой вечера, вне зависимости от его временной приближенности к зрителям, остается фигурой немного отвлеченной. «Современник» сохранил эффект непосредственного разговора, личного присутствия того, кто смог научить всех: и тех, кто играл в пьесах, и тех, кто их смотрел – знаменитая архивная фотография людей в кассу театра на площади Маяковского, стала еще одним символом вечера – как выстоять и сохранить в себе такие хрупкие, но, как показало время, непобедимые, достоинство и порядочность.
Благодарим музей театра «Современник» и лично заведующую музеем Татьяну Прасолову за предоставленные фото