ДМИТРИЙ КАЛАНТАРОВ: «МЕНЯ СЛОЖНО УДИВИТЬ»

Наталья Сажина

10 ноября в Музыкальном театре Кузбасса им. А.К. Боброва состоялось официальное открытие Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра», который проходит в этом году в Кузбассе. Об его истории, задачах и перспективах мы поговорили с генеральным продюсером фестиваля Дмитрием Калантаровым.

Фестиваль «Музыкальное сердце театра» имел перерыв в работе. Основное изменение после возобновления: смена места «прописки». Теперь фестиваль проводится в регионах. Что дают эти перемены фестивалю?

Столичные регионы по сути своей самодостаточны, они варятся в собственном соку. Поэтому одна из наших задач состояла в том, чтобы сделать шаг в сторону тех городов, которые на данный момент уже были готовы и принимать наш фестиваль, и показывать что-то достойное и интересное, что есть у них. В любом случае — это взаимовыгодная история. Сейчас ситуация такова, что половина из спектаклей, входящих в шорт-лист, представляют регионы. Более того: практически везде идут музыкальные спектакли очень разных жанров. Также стоит отметить, что есть определенное количество местных ВУЗов, в которых готовят новое поколение: смену артистов, авторов, режиссеров, продюсеров и так далее. Соответственно этим критериям мы и выбираем регионы, с которыми можем начать работать, запланировать переговоры о сотрудничестве, чтобы они рассмотрели возможность принять фестиваль, стать столицей музыкального театра. Также необходима минимальная готовность публики, чтобы существовала культура потребления музыкального спектакля, были определенные достижения местных музыкальных театров или театров, которые имеют в репертуаре музыкальные спектакли.

Конечно, есть разница между постановками столичных театров и театрами других городов. Но и там, и там присутствует разнообразие. Можно сказать, что Москва и Санкт-Петербург могут реже позволить себе какой-то эксперимент. Безусловно, есть большая финансовая ответственность. Регионы в плане поисков гораздо смелее. Благодаря этому мы и имеем очень широкую палитру жанров и стилей. Если и экспериментальные работы, и классические мюзикловые, и опереточные постановки, есть и совсем популярный формат, рассчитанный на широкую аудиторию. Более того: сейчас мы стали учитывать тенденцию, что появляется много музыкальных спектаклей в национальных театрах. Поэтому мы стали принимать заявки на участие от спектаклей не на русском языке. Так как возрастают технические возможности театров, можно пустить перевод бегущей строкой. И сейчас вместе с академиками фестиваля мы рассмотрим возможность расширения количества спектаклей из национальных театров. Может быть, даже введем отдельную номинацию для них.

На открытии фестиваля с Министром культуры и национальной политики Кузбасса Ольгой Феофановой и директором Музыкального театра им. А.К. Боброва Ольгой Карасевой, фото Алены Семеновой

Если мы зададимся целью написать историю русского мюзикла, то с чего она начнется?

Конечно, мы бы рассказали и о водевиле, и об оперетте. Но если говорить о том, с чего началась современная история, в ее привычной форме, то мы вспомним, как пятьдесят лет назад в 1973 году Александр Наумович Колкер написал первый русский мюзикл «Свадьба Кречинского». Именно с этого можно вести отсчет, так как спустя уже год-два появились мюзиклы Максима Дунаевского, рок-оперы Александра Журбина и Алексея Рыбникова. И в последующие пять лет было очень активное развитие этого жанра. Произведения, созданные тогда, не только задали направление, но и востребованы по сей день, ставятся и играются. В этом году мы объявили, что гран-при фестиваля присуждается Александру Наумовичу, но, к сожалению, через какое-то время после этого он покинул наш мир. В память о нем мы завершаем нашу зрительскую программу в Кузбассе гала-концертом «Великолепная семерка», который станет некоей антологией российского мюзикла по произведениям ныне живущих композиторов. Дунаевский, Рыбников, Журбин, Брейтбург, Пантыкин, Баскин и Загот – семь композиторов, лучшие произведения которых прозвучат в концерте, исполнят звезды столичных мюзиклов, а также артисты Музыкального театра имени Боброва.

Был ли за годы существования фестиваля спектакль, который своей формой, стилем или содержанием удивил?

На самом деле, меня сложно удивить. Из последних случаев, пожалуй, отмечу спектакль, благодаря которому мне пришлось вновь удерживать наших академиков от того, чтобы ввести какую-то специальную номинацию. Этим же грешат многие фестивали: всегда хочется раздать всем сестрам по серьгам. Рэп-мюзикл «Преступление и наказание». Он, к сожалению, не добрал по голосам, всегда в этом сложность: малым или экспериментальным формам трудно конкурировать с большими постановками, где есть и звезды, и вложения в оформление совершенно другие. Кстати, это еще одна тема для размышления: в этом году уже поступило предложение от наших экспертов ввести номинацию «Лучший спектакль малой формы».


По каким критериям оцениваются спектакли конкурсной программы?

У каждого академика свой, субъективный взгляд. Объединяет их всех то, что каждый знает жанр изнутри. Это режиссеры, артисты, продюсеры, профессиональные критики. Естественно, у каждого есть свое понимание. Поэтому мы и старались по максимуму объединить профессионалов, этот процесс постоянно продолжается. Может, мы когда-то достигнем количества десять тысяч академиков – как в Оскаре. Но даже сейчас, когда нас в несколько раз меньше, очень сложно прописать какие-то общие критерии для каждой номинации. Но люди все театральные и все понимают, что самое главное – профессионализм, и никто не понижает планку, для того чтобы рассматривать только со стороны зрелищной составляющей. Учитывается и музыка, и тексты, и сценографическое решение, и конечно же, актерская игра. Которая, несомненно, является одной из основных составляющих того самого русского мюзикла.

Если мы постараемся выделить основные темы, на которые создаются мюзиклы сейчас, то это будут…

Стали больше обращаться к классике. Появились и Пушкин, и Достоевский, и Островский. Раньше этого было очень мало. Сегодня это общее явление. Из двадцати одного спектакля, вошедшего в номинационный лист, только один сделан на основе зарубежного материала. Все остальное – это оригинальный материал, авторы которого обращаются к классике. На злобу дня пока ничего нет. Возможно, должно пройти какое-то время, чтобы современная жизненная ситуация нашла свое отражение в театральном материале. Я думаю, что те трансформации, которые происходят в нашем обществе, в мире, обязательно наложат свой отпечаток и через какое-то время мы получим новые темы и новые произведения.

Фото Алены Семеновой

На что надо делать акцент при популяризации жанра мюзикла? Есть ли особенности?

В первую очередь это как в лозунге «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Так и здесь. В первую очередь это задача театров: продвигать, доносить до своих зрителей, создавать аудиторию, воспитывать, возможно, даже переманивать. Наш фестиваль с годами пришел к тому, что мы должны нести еще и некую просветительскую функцию и, собственно говоря, наш проект сейчас это не просто показ спектаклей и раздача премий, но и Лаборатория по презентации новых произведений. В этом году мы в сентябре провели первый блок нашего фестиваля под название «Большой дебют», когда проходят показы спектаклей музыкальных ВУЗов. Мы привезли в Кемерово пять спектаклей, студенты показывали свои спектакли, а также у них были мастер-классы с ведущими педагогами. В этом году мы первый раз проводим деловую конференцию с представителями стран БРИКС под названием «Мюзикл без границ». Где мы постараемся обсудить возможные точки соприкосновения, поделиться опытом, обсудить перспективы культурного обмена. Надеюсь, что нам удается в рамках наших фестивальных мероприятий способствовать развитию музыкального театра.

Что дает фестиваль «Музыкальное сердце театра» лично вам?

Это безусловно, проект, в который я вложил душу, силы, часть жизнь. Для меня этот фестиваль – как ребенок. И всегда сложно сказать, что дает родителю понимание того, что у него есть ребенок… Меня это очень подпитывает. Ведь по сути дела сейчас, спустя столько лет, фестиваль уже нужен не только мне и моим партнерам, которые присутствовали на разных этапах его становления, но и востребован профессиональным сообществом, российскими регионами и государственными структурам, которые нас на данный момент поддерживают.

Как продюсер спектаклей вы чувствуете больше свободы, чем как продюсер фестиваля?

В принципе, да. Что касается самого фестиваля, я понимаю, что должны расти все цветы. А в своих театральных проектах я могу заняться тем, что я люблю, что меня интересует. Например, как было с мюзиклом «Маяковский». У меня этот автор – среди любимых. Я считаю, что сейчас он стал еще более актуальным, чем когда мы только выпустили мюзикл. Поэтому здесь свободы больше.

На вручении Международной премии событийного маркетинга и коммуникаций bema! с исполнителем главной роли в мюзикле «Маяковский» Артемом Крестниковым


Насколько вам важен успех у публики в ваших проектах?

Мне кажется, что отличие музыкального театра в том, что он делается в расчете именно на зрительское восприятие, на максимально широкую аудиторию. Поэтому зритель – важный участник процесса. Другое дело, с помощью каких методов материал доносится до публики. И если мы видим всего лишь творческое выражение и зрителя придется очень долго искать, либо только ограниченное количество людей это воспримет, то зачем все это? Без зрителя музыкальные театр немыслим.  

Продюсер – это призвание? Или набор навыков и умений, которые надо применить? Продюсером можно стать. Но в любом случае этот выбор подразумевает формирование себя как личности и профессионала. Любые знания, даже самые актуальные и современные, должны ложиться на какую-то базу. Продюсеру надо обладать сумасшедшей интуицией, чтобы довериться правильным людям и собрать верную команду. Также надо обязательно уметь разговаривать на языке всех театральных людей: артистов, режиссеров, техников, художников, подрядчиков. И все-таки продюсерство — история не для самых молодых людей.

Фото предоставлены
пресс-службой фестиваля

Поделиться: