ОЛЬГА ВОЛКОВА: «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ»

Елена Жатько

Ольга Волкова – популярная актриса театра и кино, создавшая десятки ярких, самобытных, острохарактерных образов. О ее опыте в кино можно говорить много, но наш интерес ограничится работой в Театре Антона Чехова и ролью в премьерном спектакле «Не понравится – уйду!». Это первая постановка пьесы писателя-сатирика Семена Альтова на московских театральных подмостках.

Когда началось ваше сотрудничество с Театром Антона Чехова?

В начале 1990-х Леонид Трушкин предложил мне попробовать силы в его только что созданном театре. Тогда я еще работала в БДТ, и многие коллеги стали меня отговаривать: «Тебе изменил вкус! Антреприза — это кошмар!» Хотя сами чуть позже активно стали работать в антрепризах. Я приняла предложение Трушкина, сдала квартиру в Питере, переехала в Москву и вышла на сцену в его спектакле. Это был «Игрушечный побег» по мотивам сказки Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы» (роль Хозяйки, Старушки, позабывшей свою любимую детскую песенку, премьера состоялась 14 сентября 1996, – прим. автора). Замечательный детский спектакль, где начали свой путь в профессию многие известные актеры. Если бы не тогдашнее приглашение Трушкина, я бы в Москве никогда не оказалась. Ведь тридцать лет до этого пыталась начать сотрудничать со столичными театрами: меня приглашали, сама предлагала себя на роли, но все почему-то расстраивалось. Потом выяснилось, что так и должно было быть. Обстоятельства складывались так, что, если бы меня приняли в тот или другой театр – сломали бы судьбу. Я в этом уверена. Вообще, когда кажется, что что-то складывается не так, как нам того хочется, надо понимать, что так должно быть, так лучше для нас. 

В этом году Театр Антона Чехова открыл 35-й юбилейный сезон. За что вы цените этот театр сегодня?

Здесь всегда была и есть строгая дисциплина, взыскательность, серьезное отношение к работе всей команды: начиная с актеров и заканчивая директором. Здесь мы все равны и делаем одно общее дело. Театр Антона Чехова с точки зрения профессионализма ничем не уступал и не уступает гостеатрам. Только безукоризненно отрепетированный спектакль может быть показан зрителю, никаких послаблений никому. Конечно, очень ценны для меня встречи с прекрасными партнерами. Большим счастьем было работать в «Недосягаемой» (в главной роли Людмила Гурченко, – прим. автора), «Поза Эмигранта» (в главных ролях Анатолий Равикович, Владимир Меньшов, Вера Глаголева, – прим. автора), «Чествование» (в главных ролях Михаил Державин, Александр Ширвиндт, – прим. автора). Вспоминаю эти спектакли с большим теплом и ностальгией.

Сцена из спектакля «Недосягаемая», с Людмилой Гурченко

За 35 сезонов Леонид Трушкин успел поработать в разнообразных жанрах, не только в комедии. Всегда на сцене были узнаваемые актеры. Как думаете, в чем залог успешного спектакля – верно выбранный материал или точное распределение ролей?

Думаю, все вместе. Должна быть полноценная палитра. Конечно, верно подобранные актеры – это 95% удачи любого спектакля. Но и хороший материл играет немаловажную роль.

Талантливые актеры всегда оказываются хорошими партнерами?

Профессионально театром я занимаюсь с четырнадцати лет, это получается уже семьдесят лет! За это время случалось, что актер не яркий и не гениальный оказывался потрясающим, чутким партнером. А очень талантливые, одаренные актеры могут быть совсем неважными партнерами. Они солируют и превращают любую постановку в свой моноспектакль. Сейчас я играю в новом спектакле «Не понравится – уйду!» и это неописуемый восторг! Я никогда до этого не встречалась с Виктором Логиновым и Аллой Довлатовой. И вот, оказавшись с ними на одной сцене, я с открытым ртом наблюдаю за тем, что эти двое делают! Импровизационно легко, тонко, чисто работают, как два талантливых музыканта.

Они прислушиваются к вашим советам?

Да-да, обязательно. У нас прекрасные отношения.

Сцена из спектакля «Чествование», с Александром Ширвиндтом

Режиссер этого спектакля Андрей Максимков больше известен в кино. Вам с ним приходилось сотрудничать ранее?

С Андреем я раньше встречалась на капустниках, он мне подарил много замечательных номеров. Даже помню, как однажды летела самолетом с коллегами из БДТ и вдруг меня вызывает летчик. Он попросил исполнить для него песню, которую написал Максимков. Вот такая народная слава! Я даже думаю, если бы Виктор Логинов по какой-то причине не смог бы выйти в спектакле, его роль легко сыграл бы Андрей. Он очень одаренный человек, я точно подмечаю такие вещи.

Андрей Максимков позволяет импровизировать?

Да, мы можем вместе что-то придумывать. Андрей даже разрешает импровизировать с текстом, это право ему дал сам автор. Семен Альтов написал замечательную пьесу, она меня вполне устраивает в литературном плане.

Большая личность и большой актер – это всегда взаимосвязанные понятия?

Бывает и так, а бывает и наоборот… Я видела, как судьбы актеров превращались в настоящие трагедии. Успех, признание, роли, деньги и вдруг обрыв и намного лет о тебе забывают, никому ты не нужен. Начинается, как я это называю, «кислородная недостаточность». Болезнь, от которой подкашиваются ноги. Иногда актеры носят за спиной тяжелый рюкзак со своими званиями, медалями и наградами. Часто такая ноша непосильна для них.

Виктор Логинов популярный киноактер. Вы это не ощущаете в общении с ним?

Витя невероятно популярный, но в нем нет и намека на заносчивость. Мы с ним сразу почувствовали родство, в одно касание нашли общий язык. Когда в актере сохраняется детскость, его ничего не испортит. Но это редкий дар, который встречается далеко не у всех. Дети не боятся попасть в дурацкое положение, они голодны к впечатлениям, очень любопытны. Удивительная природа, которая дает не скиснуть душе и очень важна для актерской профессии.

С Аллой Довлатовой

В спектакле «Не понравится – уйду!» ваша героиня хочет женить сына, убеждает его, что один он обречен на страдания. Как думаете, человек может быть счастлив один, без семьи?

Человек должен быть счастлив в любом случае, невзирая на то, как складывается судьба. Но если есть кому протянуть руку и помочь – это большое счастье. Конечно, можно жить одному и со всем справляться… Но мне кажется, забота о других продлевает жизнь. В спектакле существует та игровая система, которая меня всегда радует. Мы играем как дети. Это замечательно!

Что для вас особенно важно в жанре комедии?

Важно, чтобы не было безвкусицы, все должно быть в меру. Юмор – понятие абстрактное. Не люблю, когда режиссеры выходят за рамки приличия. В нашем случае все соблюдено, все на грани допустимого. Я считаю, что только в комедии надо плакать, в психологических пьесах плач признак дурного тона и пустая потеря энергии. Тут слезы должны проливаться внутри, их надо скрывать, а вот в комедии – рыдать по-настоящему.

Сцена из спектакля «Не понравится — уйду!»

В острохарактерных ролях вы тоже ищете то, над чем может поплакать зритель?

В острохарактерных ролях я ищу острую боль и ответ на вопрос: почему так складывается судьба у моей героини? 

Какую боль удалось отыскать в Маме?

Ей важно не столько женить сына, сколько найти женщину, которая смогла бы заботиться о нем. Чем заботливее она будет, тем спокойнее Маме отправиться на тот свет. Она ведь одна его воспитывала, страх за ребенка никуда не исчез с годами. Недавно на репетиции я поняла, что героиня должна испытывать чувство вины. Ее должно терзать угрызение совести, потому что сын одинок по ее вине. Тут есть над чем размышлять, импровизировать и куда вести персонажа. У меня была подобная история с сыном. Конечно, я не искала ему жену, но пыталась всячески помочь, отвлечь, найти способ его профессиональной реализации. Я понимаю этот материнский страх за благополучие ребенка. Но выбор спутника жизни – только личное решение.

Вы встречали таких мам в жизни?

Да, встречала. Я нисколько не иронизирую над этим образом, наоборот!  «Какие у вас дети красивые, смотреть невозможно!», – для меня все эти жизненные наблюдения очень дороги. Для актера важно подмечать алогичные жесты, тонкость интонаций и без карикатур наделять этим своего персонажа.

Сцена из спектакля «Не понравится — уйду!»

Сегодня часто посещаете спектакли коллег?

Я боюсь ходить в театры… У меня очень быстрая реакция, я не слежу за лицом, и оно меня сразу выдает. Если меня отталкивает режиссерское решение, я ухожу из театра, не могу высидеть до конца. Поэтому не сажусь в первые ряды, а стараюсь сесть подальше. Меня же узнают, я не имею права уйти, например, в антракте. Это будет какая-то ненужная демонстрация.

В чем, на ваш взгляд, может найти спасение современный театр?

Либо драматург придет из малых городов, либо режиссер, но это должно произойти. Я была на Фестивале театров малых городов России. Меня потрясло состояние этих театров, где актеры сами делают декорации и шьют костюмы, нет никаких материальных средств, но… какие они потрясающие! Мне представляется современный театр в образе старого, измученного деда, отвернувшегося от нас к стенке. Он не может уже наблюдать за всеми новшествами и новациями, сделанными с холодными мозгами. Театр должен давать зрителю пищу для размышлений: как такое могло случиться? А в моей жизни так же? А я как бы поступил? Как дальше быть?.. Каскад режиссерских фокусов, которые заполонили театр – это только мода, и она меня никак не трогает. Как-то давно меня приглашал в спектакль «Борис Годунов» английский режиссер, но я ему отказала. Актеры все действие должны были выходить из зрительного зала. Для меня театральные подмостки святые, а когда ходят между рядами теряется что-то важное. Я забываю текст, отвлекаюсь. Не утверждаю, что это плохо, но мне не нравится. Наш зритель приходит в театр получить эмоциональную подпитку, подумать, услышать какой-то важный совет, а возможно, изменить жизнь.

Фото предоставлены пресс-службой театра
Фото спектакля «Не понравится — уйду!»Екатерина Монева

Поделиться: