АРАМАИС САРКИСЯН: «НУЖНО РАБОТАТЬ И ТВОРИТЬ ЧЕСТНО»

Наталья Сажина

На международный фестиваль моноспектаклей SOLO из армянского города Ванадзора приехал проект «Один фунт сердца». Моноспектакль по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Венецианский купец» сыграл Арамаис Саркисян – профессор и заслуженный деятель искусств Республики Армения. Премьера спектакля состоялась в Ванадзорском драматическом театре им. Ованеса Абеляна в июле 2023 года. Об опыте преодоления трудностей — от упадка в стране до самостоятельной постановки моноспектакля — с артистом поговорила студентка продюсерского факультета Школы-студии МХАТ Валерия Горюнова.

Вы играли в других моноспектаклях?
У меня был еще один лет двадцать тому назад, но этот совсем новый.

Чем отличается работа над ролью в моноспектакле?
Подход, в основном, как к обычному спектаклю. Но моноспектакль насыщеннее: на сцене только ты, нет времени на отдых. Весь путь проходишь сам: работаешь, творишь, если есть режиссер, то с ним, если нет – совсем один. Первый моноспектакль я сам и поставил, и сыграл, а над этим мы работали с нашим главным режиссером, народным артистом Ваге Шахвердяном. К сожалению, его уже нет с нами.

А в чем специфика жанра?
Физически моноспектакль тяжелее играть. Но нужно работать и творить честно, тогда все получается, и трудностей не чувствуешь. Когда есть режиссер, композитор, команда, естественно, проще. С режиссером гораздо интереснее работать, чем самостоятельно, потому что мы по-разному фантазируем вокруг идеи: он ловит мою мысль, а я его, и так мы вместе строим что-то новое. Актер должен работать с режиссером, но, конечно, с хорошим.

Какая ваша любимая сцена в этом спектакле?
Очень люблю концовку, когда суд уже свершился, и Шейлоку вынесли несправедливый приговор. После него герой идет на самопожертвование. Считаю, эта сцена у меня получилась.

О каком периоде своей карьеры вы вспоминаете чаще всего?
Знаете, было такое время, когда я очень мало играл. В период, когда у нас была война, разруха после землетрясения. Театры некоторые не работали, многие актеры и режиссеры уезжали из страны. Мы тогда мало востребованы были, не скажу, что совсем не нужны, но ведь народу надо было решать вопрос хлеба, так что театр и кино почти никто не выбирал. В этот период, в 1993 году, мы с двумя моими друзьями и создали камерный муниципальный театр — Ванадзорский камерный театр «Богема».

Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте участия в фестивалях?
Как раз с нашим камерным мы ездили в Германию на международный театральный фестиваль. В 2002 году привозили армянскую сказку с живой музыкой, которую очень восторженно приняли. Даже председатель жюри, известная американка-театровед, с интересом говорила европейцам: «Смотрите, как надо играть в театре, смотрите, как играют армяне». А у нас была всего лишь сказочка Ованеса Туманяна.

Для чего нужны фестивали?
Зрителям — не знаю, но актерам фестиваль дает многое, особенно международный. Ты смотришь на других, показываешь себя и, сравнивая, начинаешь размышлять об актерской работе. Сам учишься или даешь уроки, мастер-классы.

А в Москве вы первый раз со спектаклем?
У нас были гастроли в 1987 году, целый месяц. В «Современнике» играли весь репертуар театра имени Ованеса Абеляна.

Вам больше нравится работать в театре или в кино?
Театр незаменим, как общение со зрителем. Я много снимался, сорок шесть фильмов за спиной, на всех семи советских киностудиях. В кино успех больше, чем в театре, но я себя считаю театральным актером.

Фото автора

Поделиться: