СОН СМЕШНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Наталья Сажина

На фото — сцена из спектакля

Московский театр «Школа драматического искусства» продолжил сотрудничество с Национальным чемпионатом творческих компетенций ArtMasters. Результатом стала постановка «Сон смешного человека» по мотивам одноименного рассказа Ф.М. Достоевского. Создатели спектакля — молодой режиссер из Новосибирска Кристина Звыкова и команда лауреатов ArtMasters.

На фото — сцена из спектакля

Текст рассказа соединен с историями реальных людей, что делает его актуальным и близким зрителям в зале. Взяв за отправную точку произведение Достоевского, режиссер подчеркнула связь времен. Трогательные монологи в первой и третьей части спектакля доказывают: у «смешных» людей в разных веках гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.  

Ведь порой каждый человек может постигнуть какую-то закрытую истину, понять ее тайну. Стремясь разделить ее с другими, он становится совершенно беззащитен в своей искренности. А как же воспринимает общество таких людей? Зачастую смеется над ними… Но Истина уже открыта. И неважно, открыл ее герой рассказа, писатель XIX века или кто-то из наших современников. Не имеет значения, появилась ли она в долгих спорах, серьезных размышлениях, мгновенном инсайте или же пришла во сне.

На фото — сцена из спектакля

В спектакле нет персонажей и четко определенных героев. Есть шестеро участников: трое юношей и три девушки. Волею художника-постановщика Алексея Говязина они помещаются в безвременное, фантазийное пространство. Наверное, именно так может выглядеть тяжелый сон перед самым пробуждением. Тягучая, потусторонняя музыка композитора Галины Ляминой сопровождает не только пластическую часть спектакля, но и большую часть действия, также работая на создание ощущения того самого сна. Отдельно хотелось бы отметить Олега Невинского, мультимедиа-художника – проекция на огромных прямоугольных экранах не просто дополнила спектакль, но стала полноправным его участником.

На фото — сцена из спектакля

Синтез драматического и физического театра с использованием перформативных практик, а также формат вербатима создает атмосферу, своеобразную и стилистически выверенную. В аннотации к спектаклю отмечается, что постановщики особо обращается к миллениалам. Но хочется сказать, что проблемы, затрагиваемые режиссером и артистами, могут волновать людей разных поколений. Сомнения и поиски своего пути и смысла жизни становятся объединяющим состоянием для людей в нашем бесконечно меняющемся мире.

На фото — сцена из спектакля

«Я всегда был смешон, и знаю это, может быть, с самого моего рождения» — говорит герой Достоевского. Герои же спектакля не только знают то же самое, но и набираются смелости в финале снять с себя маски «социально одобряемых лиц», удобных для тихого существования в привычном обществе. Делать это сложно… Маски прирастают, срывать их больно. Но зато потом будет свободнее жить и легче дышать. И как символ полного очищения над сценой прольется настоящий дождь…

Фото — Ирина Мишина

Author

Поделиться: