ФЕДОР ШЕХТЕЛЬ: «ЛЮБЯ ИСКУССТВО, МЫ ТВОРИМ ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ, ДАЮЩУЮ СМЫСЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Анастасия Павлова

Федор Шехтель в 1890-х годах

 

7 августа 1859 года в Санкт-Петербурге родился Федор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель). Он являлся одним из наиболее ярких представителей стиля модерн как в России, так и в Европе. По его чертежам построен МХТ им. Чехова, а также фасад Театра им. Маяковского в Москве, он был главным архитектором и Театра Оперетты.

Однако Шехтель известен и как сценограф, иллюстратор книг, живописец и график. Его любовь к театру, по всей видимости, началась еще в детстве, когда семья из Санкт-Петербурга перебралась в Саратов. Повлиял на решение его отца его брат – Франц, игравший заметную роль в общественной жизни Саратова. Дело в том, что Франц тяжело болел, другие же братья к тому времени уже умерли, а семейное дело требовало постоянного внимания.  

Дядя архитектора Франц Шехтель

Франц Шехтель, дядя будущего архитектора был одним из основателей первого в городе литературно-музыкального купеческого кружка — Немецкого танцевального клуба (1840 год), учредителем Коммерческого клуба (1858). А в 1859 году в своем загородном саду он устроил увеселительный сад «Тиволи» и построил в нём деревянный летний театр с партером и ложами. Именно этот театр положил начало истории Саратовского академического театра драмы, здание которого стоит в настоящее время на месте небольшого деревянного театра Франца Шехтеля.

Как в раз в это время в Саратове собирались открывать первый Городской театр, и Франц Шехтель опасался, что он потеряет всех зрителей. Так или иначе, но в 1865 году Осип Шехтель приехал в Саратов, а вскоре Городская дума передала ему в аренду на пять лет Городской театр. Семья же приехала чуть позже – в 1866. Федору тогда было всего шесть лет.

Семья Шехтелей

Возможно, уже тогда, или чуть позже произошло знакомство мальчика с Михаилом Лентовским, который начал свою театральную карьеру именно в Саратове в летнем театре дяди будущего архитектора.

Михаил Валентинович Лентовский – личность примечательная. Начав как водевильный актер, позже он пробовал себя  и как режиссер, директор Императорских театров Всеволожский даже предлагал ему должность режиссера в Большом театре. Однако Лентовский отказался от этой чести, решив создать свой театр.

Актер, режиссер, антрепренер Михаил Лентовский

«Про Лентовского можно целую книгу написать. Это замечательный человек. Когда он умрёт, ему непременно монумент поставят», – писал о нем Антон Павлович Чехов в журнале «Осколки московской жизни».

Как раз в этот период судьба свела молодого Шехтеля и уже известного антрепренера. Произошло это в 1882 году.

Шехтель разрабатывает проект и осуществляет перестройку здания бывшей панорамы «Царь-град», располагавшейся на Сретенском бульваре, под театр Лентовского «Скоморох». Первоначально он располагался на Воздвиженке в здании цирка Гинне. Однако на том месте театр просуществовал всего год.   

В этом театре был репертуар на любой вкус: лубочные картины, слезливые мелодрамы, серьезные пьесы и даже опера «Аскольдова могила»; наряду с пьесами А. Писемского и А.К. Толстого тут можно было увидеть и пьесы Н. Кукольникаи С. Гедеонова. Постановки были пышно и красочно оформлены (художник-декоратор К. Вальц), участие в оформлении принимал и Шехтель. На новом месте он открылся комедией Александра Островского «Бедность не порок».

Театр «Скоморох»

В том же году Шехтель выполнил для Нового театра декорации и костюмы к спектаклю «Полёт на Луну».

В мае 1883 года он выступил оформителем поставленного Лентовским в рамках коронационных торжеств аллегорического шествия «Весна-Красна» — Шехтелем были придуманы сказочные персонажи, костюмы и бутафория. Шествие имело большой успех, и в том же году Лентовский издал эскизы к шествию в виде отдельного альбома, обложка которого была оформлена также Шехтелем. Работа Ф. О. Шехтеля в качестве оформителя шествия и альбома «Весна-Красна» стала первой крупной удачей начинающего художника.

«На днях вышел его альбом «Весна-Красна», – писал в «Московских осколках» о работе Шехтеля Чехов. – Альбом ос всех сторон русский… Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто таков сей? Знаю всех московских художников, но про Шехтеля не слыхал… Держу пари на 5 рублей, что он иностранец. Во всяком случе, хвалю».

Фантастический театр в саду «Эрмитаж» на Божедомке

В этом же году он разрабатывает проект и руководит строительством открытого «Фантастического театра» в саду «Эрмитаж» также по предложению Лентовского и готовит декорации и костюмы к постановкам «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». Антон Павлович Чехов писал об этом театре: «Театр сей воздвигнут на стогнах сада «Эрмитаж», в одном из тех пустопорожних мест, которые доселе были ни богу свечкой, ни черту кочергой. О начале представления дают знать звоном в здоровеннейший вокзальный колокол».

Эскиз декорации к спектаклю «Уриэль Акоста»

Лентовский же предлагает Шехтелю декорировать Московский Манеж для проведения святочных гуляний «Иван-царевич».

Декорации к «Ивану-царевичу». Дом Бабы Яги

Как пишет в своей книге о Шехтеле Евгений Кириченко: «С необычайным размахом и широтой велось Лентовским переоборудование старого сада «Эрмитаж» на Божедомке, в котором Шехтель принимал самое активное участие.
Вход в парк был оформлен в виде арки в русском стиле с кассами с обеих сторон. Садовником императорских дворцов и Нескучного сада Ю. И. Демюром «Эрмитаж» был превращен в живописный парк с таинственными дорожками по берегам пруда и поэтическими скамейками, лужайками и цветниками. На пруду была устроена большая пристань с широкими лестницами и сходами, музыкальная эстрада, заново отстроен кегельбан, перестроен ресторан с большой террасой, карточная переделана в читальню. Липовая аллея вела от входной арки к главной площадке в центре парка с большим цветником посередине».

Позже на месте «Фантастического театра» соорудили театр «Антей». В убранстве интерьеров Шехтель сочетал архитектурное оформление в едином с решением фасада стиле с введением декоративной живописи и световых эффектов.
В оформлении «Антея» он искусно применил живопись с использованием элементов декоративной системы помпейских фресок в качестве фриза, в простенки включил живописные панно, которые по его эскизам выполняли Н. Чехов, Н. Турлыгин, К. Коровин.

Эскиз театра «Антей»

Сохранилось описание «Антея» в день его открытия, прекрасно передающее и атмосферу того времени: «Во Вторник, б мая, в саду «Эрмитаж» состоял ось открытие театра «Антей» М. В. Лентовского. Новый театр сооружен по совершенно оригинальному проекту Ф. О. Шехтеля в течение 48 дней. Снаружи это очень изящное здание в греко-помпеевском стиле, внутри — громадная зрительная зала, второй ярус которой отдан под ресторан: здесь в ложах, во время самого действия, можно получать кушанья, чай, вино и так далее».

Здание театра «Антей»

У Лентовского Шехтелем также были оформлены спектакли «Чёрт на Земле», «Путешествие в Африку», «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», «Курочка — золотые яички», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» и ряд других. Сотрудничал он и с Большим театром – он выполнял декорации и костюмы по заказам главного сценографа  К. Ф. Вальца, включая декорации к постановке «Волшебной флейты» Моцарта.

Эскиз к спектаклю «Путешествие в Африку»

Однако работы того периода мало известны, кроме того многие из них утрачены. Его племянник, Николай Александрович Попов пишет в воспоминаниях: «Ф.О. очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и раздавал их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно».

В заключение, стоит отметить, что уже в 1923 году Шехтель принимал активное участие в подготовке к празднованию 100-летия со дня открытия Малого театра, он входил в состав Комитета по перестройке здания театра, а также был членом Комиссии по сооружению памятника А. Н. Островскому. Он разработал памятный знак Малого театра, праздничный жетон, виньетку для брошюры, программы..

Он был инициатором создания Музея МХАТ, куда он передал свои чертежи проекта осуществлённой в 1902 году перестройки здания в Камергерском переулке. Кроме того, архитектором в том же году были заново выполнены проект фасада с надписью нового названия театра «МХАТ», серия эскизов для обновления его эмблемы, дизайна билетов и афиш, униформы служащих.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

 

 

Author

Поделиться: