ПОЭТИКА РАННЕЙ ДРАМАТУРГИИ АЛЕКСАНДРА БЛОКА. ЧАСТЬ 2

Саша Кравченко

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Вторая часть связана с именем Александра Блока (в начале 7 августа 1921 года он ушел из жизни).  О его драматургии, отношениях с символизмом и драмой – рассказ выпускницы ГИТИСа Саши Кравченко. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Блок и символизм

Чтобы лучше понять поэтику Александра Блока, нужно очертить его связь с символизмом – основным направлением, к которому принято причислять великого поэта. Пусть даже это причисление случилось тогда, когда Александр Блок стал постепенно отходить от символизма[1].

Русский символизм – многосоставное явление, во многом отличающееся от своих зарубежных аналогов. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции еще в 1880-х годах, и через десять лет это направление обретет себя в России. Отправной точкой можно считать альманахи Брюсова «Русские символисты»[2] и работу Мережковского «О причинах упадка…»[3].

«…язык – воплощение народного духа; вот почему падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа. Это воистину самое тяжкое бедствие, какое может поразить великую страну. Я употребляю слово бедствие вовсе не для метафоры, а вполне искренне и точно…»[4]

Так напишет Мережковский в 1893 году, и можно считать, что отчасти символизм – это поиск нового языка. Но не тот поиск, которым промышляли футуристы или ОБЭРИУ, изобретая новые слова, играясь с ритмами и аллитерацией. Это скорее постижение новых смыслов – словами пишется одно, но звучат они про иное. Вот таким образом и рождается понятие символа: «Символ есть знак, или ознаменование. То, что он означает, или знаменует, не есть какая-либо определенная идея <…> символ – иероглиф, таинственный, ибо многозначащий, многосмысленный…» [5].

Дмитрий Мережковский

Один за другим публикуются манифесты «старших»[6] символистов – так называются последователи символизма первого поколения. От второго поколения — «младосимволистов» – их отличало мировоззрение. Отличала приверженность декадентским идеям, любовь к мистицизму, отрицание реальности, а роднило стремление к «вечному», уход от рационального к интуитивному, вера в непостижимость вселенной.

Человеком, во много повлиявшим на русский символизм, был Владимир Соловьев – именно его идеи подпитывали на творчество младших символистов, за что их и называли «соловьевцами». Соловьев первым использует в своем творчестве образы-символы «красота», «вечная женственность» – в дальнейшем они неоднократно будут встречаться и видоизменяться в творчестве А.Блока[7]. Вообще у символистов «красота» – это единственная сила, способная спасти мир, единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести[8].

Владимир Соловьев

Ещё одной важной чертой соловьевского мировоззрения была идея платоновского «двоемирия»: вера в существование иных миров, разделение удручающей реальности и «идеального», божественного мира.

В становлении русского символизма можно выделить три этапа. Первый этап – 1890-е годы, начало, время творчества старшего поколения. Второй – 1900-1907-е годы, время прихода Блока к направлению. Третий этап — 1908-1910-е годы, кризис символизма, во многом связанный с первой революцией. Но, как верно отметил Лев Соболев в своей статье, «для Блока символ –  это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель – все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл»[9].

Чтобы узнать Блока-символиста, нужно в первую очередь обратиться к сборнику «Стихи о Прекрасной Даме», рожденному из глубокого чувства к Л. Д. Менделеевой. С этого цикла стихов, разбавленного тревогой жизни в стране, где через несколько лет будет проиграна война и готовится революция, под влиянием мистицизма, философии и статей Владимира Соловьева и начинается путь поэта.

«Стихи о Прекрасной Даме» – одно из самых значимых явлений символистского искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. «Форма лирического монолога сочетается здесь с традициями литургического действия. Но это и лирическая поэма: здесь имеется внутреннее движение, мы без труда улавливаем усложнение самого облика «героя», углубление его мироощущения…»[10]. В своём сборнике поэт сумел объединить различные символы, в стихах четко проступает тема двоемирия: противопоставляются друг другу «мистическое» и «реальное». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» – это описание вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта. С другой – раскрывается символистское ощущение мира, попытки поэта осмыслить пути развития вселенной.

Первая книга. Блок, А. Стихи о прекрасной даме / обл. В. Владимирова. М.: Гриф, 1905

Из философии Владимира Соловьёва Александр Блок заимствует идею о близящейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на тот самый, особый язык – сам факт автобиографичности невероятно важен для более полного понимания драматургии Александра Блока, который, кажется, не мог не брать вдохновение или сюжеты не из собственной жизни.

Новый этап становления Блока и обновленное отношение к символизму – 1903-1906 годы. В эти годы Блок готовится и создает лирическую трилогию, с этого момента поэт начинает уходить от мистических утопий в около социальные, более человекоцентричные темы. Во-первых, это первый шаг к будущему разрыву с символизмом. Во-вторых, для поэта это важный период развития в символистском направлении, ведь он стал признан в кругах русских символистов. Весной 1902 года он посещает религиозные собрания, сдружается с Вячеславом Ивановым. Затем, после поездки в Москву он познакомится со старшим символистом Брюсовым и примкнет к младшей группе поэтов – Белому, Соловьёву, Кузмину, другим. Просыпающийся интерес к революционной современности, к людям и социальным проблемам сильно влиял на соотношение действительности и поэтического идеала в последующем творчестве поэта.

Начало 1909 года. Создана статья о “Народе и интеллигенции”, а драматургия в корне изменится: сперва будет написана «Песня Судьбы», а через 4 года появится «Роза и Крест», в которой с трудом можно узнать автора «Балаганчика». В это время реализм прошлого становится для Блока той внешней по отношению к символизму точкой зрения, с которой он оценивает «новое искусство» (термин З.Г. Минц, разделявшей периоды искусства по степени его отношения к революции, встречается в ее работах, напр. – «Статья Н. Минского «Старинный Спор» и ее место в становлении русского символизма»). Параллельно Блок пишет статью «Интеллигенция и революция»[11].

Блок, А. А. Роза и крест. Драма в четырёх действиях / Александр Блок. Берлин: Нева, [1922]
В 1908 году поэт объявил, что подлинное искусство — искусство для народа: теперь он отвергает не только «новое искусство», но и весь символизм в целом. Блок критикует прошлого себя и свои стихи, философия Соловьева больше не удовлетворяет его – религиозно-мистическое в символизме больше для него не интересно.

В 1907-1908 годах Александр Блок, хоть и критикует символизм, все еще остается с ним: направление дает ему возможность сливать разномастные идеи в единое целое. Он удивительно тонко выделяет то общее, что объективно присуще культуре позднего романтизма, реализму и «новому искусству» – представление об искусстве как отображение неличностных ценностей и идеалов.

[1] «Наиболее распространена точка зрения, согласно которой «первые годы творчества Ал. Блока (1898–1904) безоговорочно связаны с символизмом, а затем поэт все дальше отходит от прежних единомышленников». – Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. – С.-Петербург: «Искусство–СПБ», 2000. – 456 с.

[2] Брюсов В. Русские символисты. – 1893-1910 [Электронный ресурс]: LITMIR.ME. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=41238&p=1

[3] Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. – СПб., 1893 [Электронный ресурс]: DUGWARD.RU. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/merejkovskiy/merejkovskiy_o_pichinah_upadka.html

[4] Там же.

[5] Иванов В. Две стихии в современном символизме. [Электронный ресурс]: RVB.RU. – Режим доступа: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol2/01text/01papers/2_366.htm

[6] В России символисты делятся на «старших» (декадантов) и «младших» (соловьевцев). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, это В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб. С 1900-х годов под влиянием идей и философии первого поколения появляются «младосимволисты». К ним принято относить А. Блока, А. Белого, В. Иванова и других. Дальше в тексте термины «старшие», «младосимволисты» и «младшие» будут употребляться без кавычек.

[7] «Блок был гораздо богаче. В стихах Вл. Соловьева его привлекла идея синтеза категорий «земного» и «неземного», однако стоило ему обратиться к непосредственному художественному осуществлению этой идеи, как самой логикой лирического творчества он был уведен далеко в сторону от Вл. Соловьева.» — Долгополов Л.К. А. Блок: Личность и творчество. – Л., 1980. – 50 с.

[8] «…что же касается «младших символистов» начала XX в., то ключ к социологии и идеологии их творчества, конечно же, общенациональный и демократический подъем предреволюционных лет». – Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. – С.-Петербург: Искусство–СПБ, 2000. – 100 с.

[9] Соболев Л. Конспект: Блок. «Девушка пела в церковном хоре…» [Электронный ресурс]: ARZAMAS.ACADEMY — Режим Доступа: https://arzamas.academy/materials/940 Статья представляет из себя разбор стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» с вкраплениями подробного филологического анализа вплоть до слоговых приемов, которыми пользуется Блок в этом стихотворении.

[10] Долгополов Л.К. А. Блок: Личность и творчество. – Л., 1980. ст. 50

[11] Блок А. А. Интеллигенция и революция. – 1918 [Электронный ресурс]: BLOK.LIT-INFO.RU. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/blok/blok_int_i_rev.html

 

Author

Поделиться: