Если вы хотите увидеть на сцене постановку, полностью воплощающую фразу «для детей любого возраста», то вам прямая дорога в Театр на Юго-Западе, на спектакль Михаила Беляковича «Дневник Элли/Изумрудный город».
Когда идешь на детский спектакль, не ждешь особенных открытий. В большинстве случаев смыслы можно предугадать, особенно если постановка «по мотивам» известного произведения. Актерские работы, конечно, должны быть на уровне: детей обманывать очень сложно. Поэтому искренность и полная актерская отдача необходимы. Но все равно срабатывает стереотип, и на таком спектакле ты просто ждешь сказку, которая вряд ли одарит тебя глобальными смыслами. Но на сцене Театра на Юго-Западе Михаил Белякович из привычной истории делает шкатулку с секретом.
Создан спектакль, как нетрудно догадаться, по волшебной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», имеет маркировку «6+»… И вроде бы все за то, что спектакль станет хорошим времяпровождением для детей, но не тут-то было: вроде бы и действие идет по известной канве, и персонажи с детства знакомые, но с каждым поворотом дороги из желтого кирпича становится ближе не только Изумрудный город, но и что-то еще.
Сценография не очень сложная, сюжет хорошо знаком — что еще можно увидеть нового? И на первый план выходят актерские работы. Среди всех выстроенных и хорошо исполненных хотелось бы отдельно выделить две.
Трусливый Лев в исполнении Владимира Курцебы — бездна обаяния и французского шарма. Однако все внешнее — парижский прононс, шикарная шуба — всего лишь обрамление для драматичной истории, кстати, самой выстроенной в спектакле. Зоопарк, разлука с родителями, необходимость как-то самому продумывать собственную жизнь — все это есть в истории любого взрослеющего ребенка. Возможно, даже кто-то из взрослых вспомнит собственное одиночество, растерянность подростка, попавшего в реальный мир из-под такой удобной маминой опеки. Думаю, что эта история наиболее отзывается у публики. Для того, чтобы стать идеальным, этому образу в спектакле не хватает финальной точки, которая стала бы определяющей во всем образе, как, например, в следующей актерской работе.
Фарид Тагиев, сыгравший в «Дневнике Элли» Железного Дровосека, рассказывает историю не менее драматичную. Однако этот цельный образ на протяжении всего спектакля в прямом смысле «железный» — пластика, как у ржавеющего робота, невозможность отличить смех от слез — все из-за отсутствия сердца и настоящих эмоций. Согласитесь: все, как в жизни. А весь смысл концентрируется в сцене перед волшебным зеркалом в финале спектакля, в котором каждый из героев видит себя настоящего, обретает недостающее, понимает что-то важное… Описывать, как Фарид Тагиев играет эти тридцать секунд — бессмысленно. Пожалуй, впервые я не знаю, как подобрать слова, чтобы в достаточной мере обрисовать происходящее на сцене. Это просто надо увидеть. Обретение Дровосеком сердца становится одной из ключевых сцен спектакля, настоящим актерским триумфом. Поверьте, я полностью несу ответственность за эти довольно громкие слова.
Дневник Элли постепенно превращается в ваш собственный, где каждая страница пишется вами совместно с героями и режиссером, талантливо задумавшим эту игру с нашими мыслями и чувствами. И (кто знает?) возможно, что перед волшебным зеркалом в финале предстанем мы сами. Только здесь одно условие: мы должны быть открытыми, как дети. Сумеем? Стоит попробовать! Замысел спектакля к финалу становится столь прозрачным, что искать скрытые смыслы незачем: все на поверхности стоит лишь открыться, стоит лишь довериться артистам и режиссеру.
Поймут ли весь философский посыл дети?.. Как-то по-своему, на интуитивном уровне — несомненно. А полная ответственность за смыслы — на взрослых. Уверена, что они и поймут, и прочувствую. А там уже и детям расскажут.
Фото Сергея Тупталова