РЕПЕРТУАРНЫЙ ЮБИЛЕЙ

admin

Московский Театр Мюзикла открылся в сентябре новой постановкой: первый месяц сезона 2018-2019 артисты во главе с художественным руководителем Михаилом Ефимовичем Швыдким убеждали публику, что «Жизнь прекрасна

  «Путешествие по песням ХХ века» режиссер Марина Швыдкая представила в виде музыкального ревю, состоящего из нескольких блоков. Хиты начала века, военные песни, композиции из трофейных фильмов, танцевальные 60-70-е, блок мюзиклов и, как финал, арии из постановок самого театра. И Михаил Швыдкой на афише спектакля совсем неслучайно – худрук театра выступит в роли конферансье.

  К слову, худрук театра отпраздновал в сентябре юбилей и потому фраза «По волнам моей памяти», сказанная в начале премьерного спектакля, стала неким объяснением постановки. Любимые песни художественного руководителя, прекрасные артисты («Жизнь прекрасна!» объединила всю труппу Театра мюзикла), сам юбиляр, его воспоминания и даже исполнение «Жил отважный капитан…» – все идеально укладывается в концепцию юбилейного вечера. Если бы «Жизнь прекрасна!» осталась в этом качестве, то ее создание было бы понятно и логично. Но как к репертуарному спектаклю к ней возникает бессчетное количество вопросов.

  Так получилось, что на спектакле я побывала три раза. Сразу же скажу: никаких вопросов нет к музыкальной части, прекрасным голосам и аранжировкам! «Темная ночь», «Yesterday», «Довоюй, родной», «Все стало вокруг голубым и зеленым…», превращенная в дуэт, – чудесные моменты вечера. Было еще открытие и удовольствие, но о нем отдельно. Пока о недоумениях…

  Жанр музыкального ревю, на мой взгляд, требует особенно внятной и ясной режиссерской работы. При постановке мюзикла или музыкального спектакля в любом другом жанре артистам помогает сюжет, определяющий внутреннее развитие каждой роли. А когда единого сюжета нет?.. Постановка постепенно начинает распадаться и превращаться в концерт. Возможно, ситуацию спасли бы персонажи, которые шли бы через все действие. Такими героями могли стать Карина Арбельяни, пару раз играющая девушку-мечту, и Денис Котельников, персонажей которого можно было связать в одну линию. Но – не случилось.

  Конечно, были номера, которые и не требовали особой актерской разработки: песни все говорили сами за себя. Как, например, в блоке военных песен, где «Синий платочек», уже упомянутая «Темная ночь», «Довоюй, родной» простыми, знакомыми словами и ясностью чувств настроили зрителей на драматический лад, а жизнеутверждающая «Смуглянка» стала воплощением победы. Здесь минимальное вмешательство режиссера в процесс не было столь заметным. Но дальше пошли просто номера, объединенные темой. Те из них, которые выглядели выгоднее, выигрывали зачастую за счет хореографии (песня из репертуара Лолиты Торрес, композиция из «Большого вальса», вся танцплощадка 70-х и т.д.)

  Открытием вечера для меня стала Екатерина Новоселова, спевшая и прожившая «Довоюй, родной». Здесь совпало все – и вокал, и игра. Песня в исполнении актрисы обрела простоту и ясность, которой так не хватает на официальных концертах.

  Милая Золушка, открытая Алиса и смешливая Мари – роли замечательные, но к сожалению, ограниченные рамками одного амплуа. А здесь одна песня с легкостью показывает: актриса уже готова к исполнению ролей серьезных, драматических.

  Жаль, что некоторым артистам явно не хватало материала для разработки образов. И песни остались просто «исполненными», а не сыгранными. Возможно, подобной задачи и не ставилось режиссером, ведь налицо еще одно «недоумение»: одну и ту же песню в разных спектаклях могут петь разные артисты. И если вы вчера услышали «Темную ночь» в исполнении Максима Заусалина, то придя завтра, в этой же партии вы увидите Андрея Вальца. И стоит ли тогда разрабатывать каждую песню с каждым исполнителем, если, по сути, за ним она не закреплена?.. Конечно, можно сказать, что существует такое понятие как «состав», но здесь не тот случай: второй артист тоже участвует в спектакле. Просто сегодня почему-то не поет именно эту песню.

   Но даже подобный необычный подход я попыталась сама себе объяснить. Например, тем, что руководством театра было принято решение с помощью данного спектакля показать все возможности труппы. Однако и эта версия была отброшена, как несостоятельная: многие сочетания «исполнитель-произведение» были несколько неожиданными. Когда идеальная характерная актриса поет лирическую арию или актер старается справиться с партией, которая явно выше его вокального диапазона, а сольная хитовая ария превращается в трио, хотя одна из исполнительниц справилась бы с ней и одна… Увы, список можно продолжать.

  Возможно, «Жизнь прекрасна!» оправдает-таки свой восклицательный знак, когда актеры сами наработают образы и поймут существование внутри проекта, но в любом случае эта постановка не заменит в репертуаре изящный, выверенный до деталей спектакль «Все о Золушке», так неожиданно снятый с репертуара в прошлом сезоне.

  Начало этого сезона могло бы стать для Театра Мюзикла триумфальным: Театр Оперетты не представил нового проектного мюзикла, компания Дмитрия Богачева играет драматический спектакль. Надо было лишь воспользоваться возможностью и привлечь все внимание к своему театру. Но, к сожалению, именно это шоу «пошло не так»…

По волнам памяти плыла Наталья Сажина
Фотографии Кристины Бабаевой
и Владимира Майорова

Author

Поделиться: