Последний месяц года и первый зимний мы открываем рецензией студентки 2 курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС Илоны Алтуховой (мастер Александр Вислов) на спектакль Александра Вартанова «Азбуки».  

Режиссер Александр Вартанов представил на Брусфесте проект – перформанс-прогулку по парку «Зарядье», посвященную Дмитрию Пригову, андеграундному поэту второй половины XX века, одному из основоположников московского концептуализма. Актеры ведут группу зрителей через автостоянку в парк и на набережную. Основные герои поэзии Пригова – МилицАнер и Уборщица (здесь Пригов умышленно коверкает написание персонажа, которому посвящает цикл стихотворений «Апофеоз милицанера»)  – читают стихи из «Азбуки» поэта, актеры визуализируют цитаты,  обыгрывают любовь Пригова к экскурсиям по Москве. Исполняющий роль Милицанера актер Дмитрий Северин строг и авторитарен, как и задумывал автор, уборщица, в исполнении Марины Клещевой, груба и дерзка. Зрители идут в наушниках, откуда голос Дмитрия Александровича рассказывает о себе. Собирая фразы из обрывков старых газет, актер, ожидающий зрителей у лифта-выхода с автопарковки, истошно выкрикивает обращения поэта к гражданам.

Парк «Зарядье» – культовое место в Москве, на его территории были когда-то и царская резиденция, и английское посольство, и известная гостиница «Россия». С его холмов открывается вид на всю Красную площадь. Историчность и пафос приглаженного официоза места контрастирует с анархичностью концептуалистов. Вся прогулка построена на фактах из биографии поэта, его неординарных текстах, состоящих часто из наборов букв, прочтение которых интонационно напоминает современный рэп.

Имя Пригова звучит рядом с Катуллом и Пушкиным. По ходу движения толпы зрителей актеры читают отрывки из «Евгения Онегина», хаотично произносят имена поэтов, играют словами, звуками и текстами. В биографии Пригова ищут сходства с Бродским. Через наушники голос самого Дмитрия Александровича сопоставляет их творческие пути: «Несмотря на один год рождения мы с Иосифом Александровичем принадлежали к разным поколениям художников», – говорит он.

Поскольку действие происходит в нетеатральной обстановке, то окружающая действительность мешает концентрироваться на действии и не происходит полного погружения в него. Местами действие кажется запутанным, аллюзии на приговские цитаты могут быть неочевидны, и не всегда место действия оправдывается ходом спектакля: часть стихотворений нам читают на автостоянке, другую – на набережной, а заканчивают действие заканчивают тем, что сидя в надземном переходе за общим столом, лепят что-то из теста под песню «Как прекрасна жизнь». Но программку выдают в самом конце, чтобы заранее не объяснять зрителю, что означают части перформанса, но при этом на выходе не оставить его в полном непонимании.

Фотографии с сайта фестиваля «Территория»

%d такие блоггеры, как: