БЕССМЕРТЕН ЗДЕСЬ НЕЗАПАМЯТНЫЙ ВЕК

Илона Алтухова

Ну что ж, друзья, пора стряхнуть пыль со своих школьных учебников и основательно подготовиться к походу во МХАТ им. М. Горького. В этом году он выпустил аж две премьеры, посвященные русской истории: на малой («У премьер-министра мало друзей») и основной («Нюрнбергский вальс») сценах, чтобы ни один зритель, запутавшись в многочисленных этажах и сценах театра, не пропустил редчайшую лекцию по отечественной и не только хронографии. Так подробно и обстоятельно рассказать о Петре Столыпине и Нюрнбергском процессе вам смогут только здесь.

В обоих спектаклях с неимоверной точностью и детализацией описываются все политические процессы. Несколько столетий назад театр ставил своей задачей – просвещать публику, и МХАТ им. Горького видит свою миссию в возвращении к этому генеральному направлению. Даже мизансцены в обоих спектаклях очень схожие: режиссеры (Александр Дмитриев и Грета Шушчевичуте) зеркально делят сцену на два лагеря «своих» и «чужих». И это высокопатриотичное противопоставление выражается не только внешне, но и через реплики героев:

– Американского журналиста надо бояться со всех сторон.

– А советские журналисты другие?

– Наши журналисты точнее обращаются с фактами.

Дабы спектакль не выглядел окончательно заблудившимся в густой чаще математически точных фактов, МХАТ делает отчаянную попытку напомнить самому себе, что театр 2 в первую очередь, про душу. В обоих спектаклях на фоне историко-политических событий разворачиваются любовные истории молодых людей, принадлежащих к враждующим сторонам. Но и туда вклинивается фраза юного истинно советского героя-любовника к своей очаровательной французской пассии: «Ирина, у нас с вами было две войны: на одной трагедия – когда пропали круассаны, а на другой – погибали люди». О чем же еще говорить двум молодым влюбленным сердцам? Разумеется, здесь политические вставки чертовски уместны.

Консервативность и анахронизм МХАТА неумолимо просачивается и пропитывает собой обе его премьеры. И здесь выбор только за вами – сходить на спектакль или все же достать с дальней полки свой потрепанный учебник по русской истории и довериться его быть может суховатым, но более точным страницам.

Author

Поделиться: