Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» первый из профессиональных театров города в начале октября представил на малой сцене премьеру инклюзивного спектакля «Гадкий утенок» по мотивам сказки Андерсена. Заглавную роль сыграл Павел Есипов с синдромом Дауна. Автор идеи и режиссер Александра Каспарова из Санкт-Петербурга, знакомая местному зрителю по семейному мюзиклу «Алиса в стране чудес, поставленному ею на большой сцене год назад, также специализируется на работе с детьми с ограниченными возможностями.
Собираясь на просмотр инклюзивного спектакля, всегда думаешь, по каким критериям его оценивать. Или не оценивать вовсе, а просто принимать творчество особенных ребят, которым помогли выйти за рамки их замкнутого мира. «Гадкий утенок» в театре «Глобус» с первых же минут снимает все вопросы. Это полноценный спектакль для семейного просмотра, без скидок на ограниченные возможности.
Материал выбран так удачно, что небольшие дефекты речи у гадкого утенка воспринимаются как часть замысла, а цветные пометки на полу, помогающие ориентироваться в пространстве, заметны только с первого ряда (да и то если присмотреться). Зрители 6+ вместе с родителями радостно погружаются в мир добра и юмора. «Вообще-то я селезень», – гадкий утенок добродушно отвечает на вопрос, умеет ли он нестись. Даже фотограф время от времени посмеивается на своем рабочем месте, не отрываясь при этом от видоискателя.
Павлу Есипову 26 лет, он работает в кинозале «Синема» помощником администратора (иначе говоря, младший по клинингу), а выгладит как подросток, как ровесник юных актеров детской студии пластики, играющих братьев-утят. Солнечным мальчиком называют его в театре, таков и его герой. Конечно же, он другой, так ведь и играет другого, инакого, непохожего на всех и серым невзрачным костюмчиком с красным сердечком на груди, и наивной непосредственностью, и открытостью миру. Поэтому его и отвергает запрограммированный на определенный стандарт бомонд, остроумно окарикатуренный с намеком на прекрасную Америку.
Бомонд допускает в свой круг только себе подобных – тупых, агрессивных, самовлюбленных. Мама-утка впервые выводит своих птенцов в свет, а свора только и ждет случая, чтобы поиздеваться над новеньким, возвыситься за счет унижения другого. Петух, что косит под Элвиса Пресли, нарезает круги вокруг восхищенных поклонниц и наслаждается своим превосходством. Птичий базар, развалившийся в шезлонгах, уверен, что весь мир должен пасть к их ногам. «Не можешь быть как все – убирайся!» – вопит банда, устраивая настоящую травлю безобидного существа. «Лучше бы тебя не было», – как под гипнозом, повторяет за безмозглыми курицами мама-утка, смятая их атакой. И только потом, осознав ужас непоправимого, скажет детям: «Теперь я знаю, как не надо».
Гадкий утенок пока не знает, как надо и как не надо, зато пользуется не рассудком, а сердцем. Он любит танцевать – и, где бы ни находился, лихо зажигает под хит группы «Бони М». Этот танец призван изменить всех, кто в него вовлечен – кроме, конечно, тех, кто совсем уж закостенел в своей ограниченности.
Первой из череды персонажей, встреченных изгнанником, меняется дикая утка. Она прикидывалась хулиганкой-оборванкой, а оказалась чуткой и трепетной птичкой с израненной душой. Но маленький целитель нигде не задерживается надолго – выполнив свою миссию, продолжает многотрудный роуд-муви. Его случайные собеседники незаметно оборачиваются человекоподобными особями, образуют то расфуфыренную парочку владельцев фастфуда, на тот момент озабоченных только прибылью, то семейную общность, залипшую в гаджетах. Как и полагается сказке, животные похожи на людей, а поведение людей напоминает повадки животных. Слепки с общества потребления, в котором предстоит взрослеть юным зрителям, сделаны точно и тонко. А гадкий утенок, даже превратившись в прекрасного лебедя, так и останется ребенком как воплощение неизменной душевной чистоты, утрачиваемой с возрастом.
Мораль не в том, чтоб не унижать другого, не имея представления, кто он на самом деле – унижать вообще никого нельзя, даже если этот другой кажется тебе изгоем. Автор пьесы Катя Сергеева поворачивает старую сказку новой гранью, делая акцент на причине превращения гадкого утенка в лебедя. Оно происходит не потому, что ты вылупился из соответствующего яйца. Но потому, что у тебя горячее сердце, которое с самого начала красным огоньком пульсировало в груди. Внутренняя красота преображает и внешне, притягивает окружающих, окрыляет тех, кто оказался рядом. У них тоже загорелись красные сердечки, теперь они тоже все в белом, как люди в белых халатах, которые научились врачевать души, обходясь без оперативного вмешательства.
Только в сказках отрицательные герои исправляются, в реальности же невозможно никого перевоспитать. Но воспитать-то возможно – пока ребенок не вырос, пока не стал винтиком заржавевшего механизма. Театр помогает детям почувствовать различие между добром и злом, а взрослые вспоминают о необходимости дальше показывать это различие. Черно-белый видеоролик на тему «твори добро» закрепляет полученное впечатление. «Глобус» поместил адресованное подрастающему поколению максимально ясное высказывание в стихию яркой театральности с узнаваемыми типажами, которые при столкновении с одухотворенным детектором пошлости раскрываются в своей сути.
Новосибирск активно развивает доступную среду для тех, кто в ней остро нуждается. Вот уже в течении пяти лет в подвальном помещении на улице Ленина действует центр реализации творческих проектов «Инклюзион. Школа. Театр», который, кстати, начинался с двухдневной театральной лаборатории на площадке «Глобуса». Резиденты центра поставили 11 спектаклей, где ребята с ментальными и физическими проблемами выступают на сцене наравне с профессиональными актерами. Многие постановки сделаны с определенными педагогическими целями и не предназначены для широкой публики. Но можно выделить два спектакля режиссера Анны Зиновьевой, отличающиеся художественной изобретательностью.
«Несильный», сделанный в жанре сторителлинга, состоит из собственных текстов, написанных от лица исторических персон, которым довелось пройти испытание на силу духа, а гвоздь программы – монолог колясочницы Ольги Стволовой о пережитом лично. Именно она, опытная актриса и режиссер, всё лето занималась с Павлом Есиповым, готовила его к репетициям в «Глобусе».
А в многонаселенной «Юшке» по рассказу Андрея Платонова пространство организовано так, что к зрителю повернуты сильные стороны исполнителей, для каждого из которых придуман пластический рисунок, оправдывающий затруднения в движениях и словах. В 2018 году спектакль был показан в рамках Вторых Международных Парадельфийских игр в Ижевске, где занял первое место в номинации «Театр», а затем объехал еще несколько фестивалей.
Самодеятельные коллективы тоже осваивают новый формат. В конце прошлого сезона студия Галины Наумовой «СемьЯ» выпустила премьеру спектакля «Ящерица» по пьесе Александра Володина. Аутист Владислав Новгородцев, которого привела туда мама, сыграл роль Долгоносика. Впервые за 20 лет он начал позволять прикасаться к себе, приобрел самостоятельность, даже научился шутить. Его приняли таким, какой он есть, но помогли стать другим.
Среди профессиональных театров Новосибирска «Глобус» первым обратился к инклюзивным спектаклям. Режиссер Александра Каспарова отмечает, что ее решение никак не связано с назревающей тенденцией, ибо было выстраданным и осознанным, а соответствующий опыт приобретен благодаря занятиям с особенными детьми в благотворительном фонде «Аревик» Санкт-Петербурга. И вот всё сложилось – «Гадкий утенок» открыл закон превращения в белого лебедя, и закону этому при определенных душевных усилиях может последовать каждый из ныне живущих.
Фото Виктора Дмитриева