ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Екатерина Мануйлова

Спектакль в постановке Петра Шерешевского «Друг мой» появился в репертуаре Московского Художественного Театра им. А.П.Чехова в результате работы первой лаборатории «АРТХАБ», где за представленный эскиз по пьесе белорусского автора Константина Стешика проголосовали и зрители, и профессионалы как за самый удачный и перспективный проект.

Особая ценность этой постановки в том, что пьеса Стешика, которая активно ставится сейчас, дает возможность для большого количества интерпретаций. При этом вариантов толкования больше, чем кажется на первый взгляд. 

Самый очевидный вариант: мы смотрим спектакль о дружбе. Постановка повествует о том, как двое друзей нашли приключения там, где их, казалось бы, быть не должно. Обычная ночная прогулка за сигаретами превратилась в спасение умирающего, попытки увернуться от пуль, прогулку с сумасшедшим… Всего и не перечислить! Тем удивительнее, что в конце действия мы узнаем, что нашим «молодым» героям 59 и 60 лет. Стоит ли осуждать героев за подобную безответственность в столь зрелом возрасте? Их дружба провела их через многое, а запутанные ситуации помогли задуматься и поговорить о жизни, смерти, счастье… 

Второй вариант, который сопоставив с первым, позволит нам сделать акцент на измученность от бессмысленной и глухой жизни. Оба героя говорят об усталости, одиночестве и отсутствии счастья. В этом зрелом возрасте они одиноки, у них нет родных. И так как мы не знаем, почему все в их судьбах именно так, то каждый зритель остается со множеством открытых вопросов. Например, я задумалась о том, что возможно, героям не шестьдесят лет, а они просто так ощущают себя, позволяя тоске по несбывшемуся старить их преждевременно.   

Третий вариант интерпретации, который не сразу приходит в голову, но основывается на том факте, что в самом начале спектакля нам говоря о том, что перед нами — моноспектакль. И как же в моноспектакле может быть не один герой? Возможно, все происходящее – мысли одного персонажа? Он молод и одинок. Или же состарился и сошел с ума. Формат моноспектакля еще более заострил внимание на проблеме одиночества. 

А еще этот спектакль о сострадании. Встретившиеся на пути героев события требуют их постоянной вовлеченности. Они могут помочь — а могут и не помогать. Один из героев настолько уставший, что ему лишь бы быстрее попасть домой, в свой привычный комфорт. Второй же сомневается в правильности такого решения: ведь если есть возможность помочь или даже спасти, то почему бы не потратить немного своего времени? Герои сомневаются, колеблются, спорят… 

Помимо того, что перед зрителем играют моноспектакль, исполняют еще и симфонию. Артисты сами озвучивают улицы, машины, играют на музыкальных инструментах. В общее действие гармонично вплетены художники-перформеры, которые рисуют параллельно действию свой мультик. Человечки, домики, дорожки, эмоции… Зрительское внимание постоянно включено, ни упуская ни минуты сюжета. За счет различных художественных средств и яркой актерской игры зритель за небольшой по продолжительности спектакль видит большую историю с глубоким подтекстом. Возможно, было бы интереснее смотреть историю и дальше, вникать в подробности. Но в таком случае у зрителя могло бы уменьшится количество вопросов, а ведь очевидно, что целью режиссера было оставить зрителя наедине с немалым количеством тем для размышления. 

«Друг мой» — очень запутанный и простой спектакль одновременно. Если у зрителя где-то в глубине есть какие-то нерешенные вопросы, то они обязательно всплывут и даже застанут врасплох. Но если внутри подобных вопросов нет, то таким зрителям как минимум гарантировано удовольствие от просмотра и актерской игры. Это простой спектакль о сложном, в который каждый позволит себе погрузиться ровно настолько, насколько захочет сам.

Фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова,

Александра Торгушникова

Поделиться: