ОТ ШЕКСПИРА ДО ШАЛАМОВА: ГИД ПО ФЕСТИВАЛЮ SOLO

Анастасия Павлова

1 октября в Театральном центре «На Страстном» стартует Международный фестиваль моноспектаклей «Соло». В нашей подборке — 10 спектаклей из Москвы, Лесосибирска, Тюмени, Вологды, Владимира и Сухума.

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ. ЭПИЗОД VII: ПУШКИН

Городской драматический театр «Поиск» (Лесосибирск)

1 октября

Подробный, эмоциональный и чувственный анализ романа в стихах «Евгений Онегин» на фестивале моноспектаклей SOLO представит актёр лесосибирского театра «Поиск» Максим Потапченко.

Режиссёр Александр Ряписов приглашает зрителей попытаться разгадать тайну пушкинского наследия, взяв в компанию «следователей» Фёдора Достоевского, Петра Чайковского и Даниила Хармса. Создатели спектакля обещают настоящее интеллектуальное расследование, в котором найдётся место «чеховскому» выстрелу, фокусам и даже свежему яйцу.

УХО ВАН ГОГА

Тюменский драматический театр

3 октября

Ван Гог – одна из самых популярных фигур мировой культуры. Режиссер спектакля Роман Габриа вместе с композитором Владиславом Крыловым, художником Ариной Слободяник и актером Александром Тихоновым берут на себя смелость создать на сцене особую – яркую и полифоничную – реальность Винсента Ван Гога, оторванную от растиражированного образа художника. Композитор подобрал звуки к излюбленным цветам Ван Гога, художник спектакля визуализировал автопортреты Ван Гога и предложил свою версию его облика, а режиссёр на основе переписки Винсента с братом Тео собрал «слова во внутренний неуловимый поток сознания безумного рисовальщика».

ПОЭТ

Проект Яны Лихотиной (Вологда)

3 октября, Боярские палаты СТД РФ

В истории мировой литературы вряд ли найдётся судьба столь же трагичная, как у Варлама Шаламова. Речь не только о его биографии, беспримерной по перенесённым за двадцать лет лагерной неволи страданиям и последующим мытарствам, или об издательских злоключениях потрясающей прозы – «Колымских рассказов», даровавших ему запоздалую посмертную славу. Самой печальной оказалась судьба его поэзии. Благодаря огромной воле и преданности искусству, никогда не покидавшей строгой его взыскательности к поэтическому слову, Шаламову удалось уже вскоре после Колымы заявить себя сильным самобытным поэтом. Поэзия была для него «религией, верой» – именно благодаря стихам он выжил в лагере и «сохранил себя для лучших дел». 2022 – юбилейный год писателя со дня смерти и со дня рождения. Этот спектакль – дань памяти Варламу Шаламову.

СНЫ ГАМЛЕТА

Владимирский академический театр драмы

4 октября

«Сны Гамлета» – моноспектакль-фантазия по мотивам трагедии Шекспира. Поскольку Гамлет – понятие вневременное, то и сюжет нового спектакля возникает из попытки некоего сегодняшнего «принца датского» осознать и прокрутить киноленту уже свершившейся трагедии. Что-то вроде пресс-конференции оттуда, откуда нет возврата. В антураже – компьютерный стол с раскрытым ноутбуком, плотно заставленный микрофонами от разных масс-медиа. На большом экране за спиной Гамлета – то интерпретации фразы «Быть или не быть», в которой он пытается заново разобраться, то персонажи шекспировской трагедии, с которыми он полемизирует по скайпу. Постановка Линаса Зайкаускаса призвана заинтриговать просвещенного, мыслящего зрителя. Но адресована она и так называемому «не читающему» поколению – не только в качестве экспресс-просветительства, но и как катализатор познавательно-мыслительного процесса.

ДОРОГА

Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой (Москва)

5 октября

Главный герой – Лобгот Пипзам – маленький несчастливый человек, который, несмотря на личные горести и тотальное разочарование в жизни, пытается шутить и иронизировать над собой и окружающим миром. Сам о себе он говорит: «Моё любимое занятие – смотреть ночью на звёздное небо, ибо разве это не лучший способ отвести взгляд от земли и жизни?».

Вместе с героем зрители, по задумке режиссёра Гульназ Балпеисовой, смогут «поразмышлять над вечными философскими вопросами бытия, а финал истории окажется неожиданным и волшебным». Монолог героя дополнен музыкой Баха, Бетховена, Штрауса и даже Фредди Меркьюри.

Исполнитель Максим Севриновский.

ЖИРНАЯ ЛЮБА

Коллаборация Московского еврейского театра «Шалом»
и Театрального проекта 27 (Санкт-Петербург)

6 октября, Боярские палаты СТД РФ

«Жирная Люба» – спектакль, интересный не только подросткам, но и всему театральному сообществу, причём в огромной мере по одной и той же причине. На сцене – известный режиссер, худрук московского театра, уважаемый в мире театра профессионал Олег Липовецкий. «Жирная Люба» основана на повести Липовецкого «Жизнь номер один», которая в октябре 2021 года вышла отдельной книгой в издательстве «Городец». Герой-рассказчик – толстый подросток, которого дразнят из-за того, что он не такой: и внешне, и «внутренне». Национальность у «жирной Любы», с точки зрения окружающих, тоже «неправильная».

Режиссёр Юлия Каландаришвили

СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

Российский академический Молодежный театр (Москва)

7 октября, Боярские палаты СТД РФ

«В небольшом рассказе я обнаружил всего Достоевского, все его темы и мотивы сконцентрированы в этом произведении: и вечные, глобальные вопросы, и простые истины. Но ещё больше меня потрясло, что это совсем другой Достоевский, ироничный, фантастический… Словно писал человек сегодняшнего дня, человек, которому приснился сон, как сделать так, чтобы все были счастливы». Режиссёр Владимир Богатырев

Исполнитель Алексей Мишаков

КАПИТАЛ

Камерный театр «Среда 21» (Москва)

8 октября, Боярские палаты СТД РФ

«Капитал» – спектакль о фундаментальной работе Маркса, жизни независимого театра и повседневных реалиях каждого из нас.

Режиссёр Надя Кубайлат создает игровой спектакль из, казалось бы, заведомо неигрового материала.

«Капитал» был написан 150 лет назад и до сих пор остается актуальным критическим инструментом для описания современного общества. Вот только мало кто читал эту книгу. Но можно не начинать: философ Алексей Цветков всё рассказал и написал в доступной форме, Надя Кубайлат поставила спектакль, а актёр Александр Николаев всё объяснит зрителям.

НЕ ОБО МНЕ

Государственный русский театр драмы имени Ф. А. Искандера (Абхазия, Сухум)

9 октября

В спектакле Марии Романовой играет «приглашённая звезда» абхазского театра – заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Армении Вера Бабичева.

Однако «Не обо мне» – это спектакль не о Вере Бабичевой, но и о ней тоже: он о каждом из нас, о «времени, в котором стоим»; о цифровых технологиях, усиливающих отчуждение; о том, что нас беспокоит и о чём мы думаем, когда остаёмся наедине с собой; о мужестве личной правды; о боли расставания с иллюзиями и счастье освобождения.

ГОВОРИТ МОСКВА

Московский художественный театр им. А. П. Чехова

10 октября

Пьеса «Говорит Москва» Юлии Поспеловой поставлена Данилом Чащиным для удивительной и легендарной актрисы – Натальи Теняковой. Монолог героини построен на исторических документах, но с помощью драматурга он обретает изысканную, едва ли не поэтическую художественную форму. Это чувственная драма, ритмизованный монолог, завершающийся весьма парадоксально. Героиня взрослеет и отказывается от иллюзий, присущих возрасту. Вместе с ней растет и страна. И тот, кто рядом, кто ближе всего, кто якобы желает счастья всем людям, не способен сделать счастливыми хотя бы своих родственников.

Поделиться: