ВЫСТАВКА В МХТ РАССКАЖЕТ О ЧЕХОВСКИХ ПОСТАНОВКАХ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА

Анастасия Павлова

На фото — Олег Ефремов / музей МХАТ

2 сентября в Зелёном фойе МХТ им. Чехова начнёт работу выставка, посвящённая юбилею к 95-летию со дня рождения Олега Ефремова «Олег Ефремов. Диалог с Чеховым».

«Олег Николаевич Ефремов был выдающимся театральным режиссёром, актёром, педагогом, профессором, — говорит директор Музея МХАТ Софья Грачева. — Во МХАТ он пришёл в 1970 году , по приглашению мхатовских «стариков», когда в огромной труппе были сложные отношения поколений да и перед самим театром стояли новые художественные и общественные задачи. Олег Николаевич смог не только вывести театр из затяжного кризиса, но и выстроить свой Театр Чехова, поставив пять главных  пьес своего любимого драматурга. Именно этой теме посвящена наша выставка».

Однажды в интервью Ефремов сказал, что постоянно ведёт с Чеховым диалог. Организаторы выставки предлагают проследить, как развивался этот диалог. Увидеть чеховские спектакли Ефремова как бы «в разрезе», обратив внимание на основные стадии их создания. Эти стадии мы обозначили так: «замысел»– «репетиции» – «премьера».  

В экспозиции представлены фотографии  спектаклей, письма, костюмы, архивные видео записи, эскизы костюмов и декораций и документы из личного архива О. Ефремова, хранящиеся в фондах музея.

С момента пережитого потрясения на спектакле Вл.И. Немировича-Данченко «Три сестры» Чехов сопровождал его всю жизнь. Ещё студентом он познакомился с сестрой писателя Марией Павловной, гостил у Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в Гурзуфе.

Его последним спектаклем в «Современнике» в 1970 году стала «Чайка», однако свой Театр Чехова Олег Николаевич выстроил уже во МХАТе. Когда-то основатели Художественного театра явили публике все главные пьесы Чехова, теперь на той же сцене, но совсем в другую эпоху это сделал и Ефремов.

Произошло это не сразу – лишь через шесть лет после своего прихода во МХАТ Олег Николаевич выпустил «Иванова». А через десять лет, в «Чайке», он показал зрителю то, что соратник Ефремова, критик Анатолий Смелянский назвал «рождением новой мхатовской семьи». Этот особого качества ансамбль, в котором гармонично сосуществовали мхатовские «старики», артисты среднего поколения и молодежь, станет отличительной чертой всего чеховского цикла Ефремова в Художественном театре.             

Эти спектакли говорили о разном, и судьба им выпала разная. В «Иванове» Иннокентий Смоктуновский гениально играл маяту незаурядного человека, не находящего себе места в этом вывихнутом мире. «Чайке» была уготована долгая жизнь – спектакль шёл более тридцати лет, в ней переиграли едва ли не все ведущие артисты труппы. В «Дяде Ване» (1985) на первый план выходила тема Астрова, с его цельностью и установкой на реальные дела. В «Вишнёвом саде» (1989) шла речь о скором исчезновении не только сада, но и самих интеллигентных обитателей имения, и все понимающая Раневская Натальи Теняковой смотрела в лицо своей судьбе. И, наконец, «Три сестры» 1997 года стали театральным завещанием Ефремова, в котором он размышлял о законах жизни.

На открытии выставки режиссёры и актёры Московского Художественного театра им. А.П. Чехова, среди которых Николай Скорик, Евгения Добровольская, Ирина Мирошниченко, Евгений Киндинов, Авангард Леонтьев поделятся своими воспоминаниями о работе с Олегом Ефремовым.

Author

Поделиться: