20 февраля во МХАТ им. Горького пройдет премьера реконструкции исторической постановки знаменитых чеховских «Трех сестер» Владимира Немировича-Данченко. Спектакль, поставленный в 1940 году, считают особой страницей в истории советского театра, а во время гастролей 1958 года в Великобритании спектакль произвел фурор.
Незадолго до выпуска спектакля в музее-квартире Владимира Ивановича Немировича-Данченко устроили фотосессию.
Так, должно быть, чувствовали бы себя сестры, окажись они в Москве. В гостиной небольшой уютной квартирки, что на третьем этаже в доме номер 5 по Глинищевскому переулку, собралась вся семья: Ольга (Кристина Пробст), Маша (Наталия Медведева), Ирина (Полина Маркелова) и Андрей (Юрий Ракович). К ним присоединись и Чебутыкин (Сергей Габриэлян) с Соленым (Максим Дахненко). В доме, как полагается при переезде, царила суматоха. Решали, как лучше устроиться за столом, как удачнее выбрать ракурс для портрета – шутка ли – встретились три эпохи: конец века 19 (когда была написана пьеса), 1940 (время постановки спектакля) и 2020 (год реконструкции).
На очаровательных молодых актрисах платья почти вековой давности не выглядели устаревшими. Девушки стали будто еще изящнее, мягче. Они чуть смущались от обилия внимания, как и положено барышням начала 20 века. Впрочем, смущено прошло довольно быстро. И вот они уже весело переговариваются, вспоминая, как жили с отцом, подначивают друг друга и брата Андрея.
Андрей замер с книгой у огромного книжного шкафа, и его слова о том, что он располнел за год, похожи на легкое кокетство – он строен, как и несколько месяцев назад, когда еще был жив отец. Мрачен Соленый, неотступно следующий за Ириной. Рассеян Чебутыкин, вертящий в руках газету.
Игра нравится и актерам, и тем, кто «случайно» оказался в доме Прозоровых. А точнее в доме их второго отца – режиссера Немировича-Данченко. Атмосфера небольшой квартирки, где вся мебель подлинная и, кажется, еще сохранился дух того времени, очень подходит и этим старинным платьям, и чуть восторженным интонациям, которые слышатся в голосах сестер и чуть отстраненному виду Андрея.
Спектакль не случайно решили воскресить именно в этом году: в 2020 отмечают 160 лет со дня рождения А.П. Чехова, 120-лет написания пьесы и год 80-лет самой постановки.
«Три сестры» – абсолютная вершина, легенда, поэтому отношение к тому спектаклю может быть только как к легенде, которую мы периодически пытались на нашей сцене реконструировать. Но это как раз вызов, который нас заставляет наиболее тщательно отнестись к данному материалу. Так что здесь отношение у всех поколений наших, и 30, и 40, и 15 лет назад – одинаковое. Трепетное», – говорит один из реконструкторов народный артист России Валентин Клементьев.
Работа по реконструкции спектакля – это работа профессиональной команды реставраторов, экспертов и труппы. Театру удалось сохранить исторические декорации великого художника сцены Владимира Дмитриева, восстановить в деталях костюмы и реквизит, весь ход работы над постановкой.
«В 1940-м году, перед самой войной и, увы, незадолго до смерти, Немирович делает этот спектакль в декорациях Дмитриева невероятной красоты. Вот эти уходящие солдаты в пьесе Чехова символизируют ушедшую эпоху. В зале сидят 40-летние, 50-летние люди… Это люди, которые помнят царскую Россию, поколение, которое тоже уходит. Сколько грусти, символики, лирики, рифмы в этих текстах и спектакле. У Дорониной был потрясающий актёрский состав, но этим «сёстрам» уже 45-50 лет. В театре важна ещё и гендерная, поколенческая точность. И если чеховским героиням двадцать с небольшим, то, значит, мы должны видеть именно таких девушек. Современные молодые люди будут играть в этом спектакле, основываясь на традициях мхатовского коллектива. Это огромная ответственность, огромный вызов для нас всех», – отмечает художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков.
Фотографии Веры Юрокиной
Это слайд-шоу требует JavaScript.