Московский Художественный театр запустил серию неформальных встреч с актерами – «Мхатовские пятницы» с Вадимом Верником. Первой гостьей нового формата стала Наталья Максимовна Тенякова. А первый вечер стал поистине королевским.
Наталья Максимовна – ироничный, немногословный, закрытый и влюбленный в театр и свою профессию человек, и, поэтому, каждый ответ на вопрос превращался в яркий актерский этюд, с точно схваченными интонациями и взглядами. Наталья Максимовна существовала на сцене с прямой спиной, аристократическим достоинством и удивительной легкостью.
Об актерской загадке Натальи Теняковой написано много. О тайне мягкой, вкрадчивой, всепобеждающей женственности, об умении полностью перевоплощаться в острохарактерных героинь, совершенно не похожих на нее саму, о совершенно уникальном, составляющим все ее существо, тепле и обаянии в сочетании с какой-то внутренней строгостью. О необыкновенном голосе, придающем такую умопомрачительную… тут бы надо сказать «сексуальность», но, глядя на Наталью Максимовну, лучше и точнее будет сказать «чувственность». Почти забытое сейчас в словоупотреблении это слово подходит ей гораздо лучше.
На вечере говорили о многом. Первый театральный мастер – Борис Вульфович Зон. Именно он разглядел в большеглазой девочке со странным голосом будущую звезду. Тенякова шутила, что Зон предрек ей и Гурмыжскую, которую она вот уже пятнадцать лет играет в спектакле Кирилла Серебренникова «Лес» и то, что носить подносы, как подобает начинающей артистке, она не будет. Но спустя полвека молодой режиссер Константин Богомолов заставил ее носить их в своем спектакле. Вспоминали о том, как хотелось и мечталось попасть в Большой драматический театр к Георгию Товстоногову. Георгий Александрович станет главным режиссером ее профессиональной жизни – на сцене БДТ будут сыграны выдающиеся роли, будет работа с невероятными партнерами – Ефимом Копеляном, Владиславом Стржельчиком, Кириллом Лавровым. Зал замирал от знакомых имен, и на несколько минут над московской сценой витал дух того, уже почти фантастического театрального Ленинграда, который сейчас уже воспринимается как история о небывалом времени и фантастической страны.
Вспоминали и московские работы: роли в спектаклях Генриетты Яновской и Камы Гинкаса в театре Моссовета, а затем – многолетнюю и очень разнообразную актерскую жизнь в Московском Художественном театре.
Вспоминали о втором главном режиссере ее жизни, о постоянном и любимом партнере – Сергее Юрском. Владимир Меньшов – режиссер всенародного фильма «Любовь и голуби» вспоминал, что именно пара Юрский-Тенякова стали камертоном всего фильма и, в конечном счете, определили его судьбу.
Наталья Максимовна не очень любит теоретически рассуждать о ролях, о процессе репетиций, скрывая и оберегая тайны профессии, но зато, с огромным удовольствием и уважением рассказывает о партнерах и режиссерах: об Олеге Ефремове, Кирилле Серебренникове. С азартом о работе с Константином Богомоловым в спектакле «Юбилей ювелира».
Несмотря на то, что язык молодой режиссуры сильно отличается от того, к чему привыкла Тенякова-актриса, она смело пускается в эксперименты, не боясь пробовать, искать и воплощать на сцене непривычные для себя образы.
Гости вечера – партнеры и друзья по сцене Ксения Лаврова-Глинка. Дарья Мороз, Олег Тополянский и Игорь Золотовицкий – подготовили небольшие музыкальные подарки героине вечера, худрук МХТ Сергей Женовач торжественно пообещал новые роли, а Кирилл Серебренников рассказывал не только о работе над «Лесом», но и репетициях «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. Спектакль так и не вышел, но работа обещала быть крайне неожиданной и очень небанальной.
Опасность превратить вечер в официальный капустник с поздравлениями (тем более что повод, пусть и запоздалый, был – летом этого года Наталья Максимовна Тенякова отметила юбилей), миновала довольно быстро. Возможно, дело было во все той же всепобеждающем тепле, в общей радости зала, встречавшего и провожавшего актрису шквалом аплодисментов. В маленьком пространстве Новой сцены на два часа возникла атмосфера яркой, насыщенной жизни, где время перестало существовать, и великие актеры и режиссеры прошлого стали вровень с нынешними, где каждый мог почувствовать себя причастным тайны театральной жизни, почувствовать на вкус актерскую профессию.
Как сказал Кирилл Серебренников – на сцене актер превращает свою личную судьбу в судьбу общую, свою жизнь – в жизнь каждого из нас. Возможно, именно это и произошло в пятницу в МХТ, где всем собравшимся удалось каким-то чудесным образом узнать себя в поворотах судьбы Натальи Теняковой.
Фотографии Екатерины Цветковой