Музыкальный спектакль Театра наций «Синяя синяя птица» вдохновлён самой известной пьесой Мориса Метерлинка. Мюзикл, сочиненный режиссером Олегом Глушковым вместе с художниками Вадимом Волей, Ольгой-Марией Тумаковой и композиторами Сергеем Боголюбским и Дарьей Ставрович, стал вторым детским названием в репертуаре театра.
Это история приключений девочки Матильды, отправляющейся на поиски своего младшего брата Тиля. Его, после сказанных в сердцах слов Матильды «лучше бы тебя вообще не было», (не хотелось идти за медом и молоком для простудившегося Тиля, а хотелось в Парк развлечений), забрала Царица Ночи. Чтобы вызволить брата из холодного и равнодушного мира, в котором «бесконечно длится только ночь», главной героине нужно найти «синюю синюю птицу», потому что только она знает дорогу в Царство Вечной Тьмы. Ее главным помощником в мире, где нарушены границы времени (сообразительная Матильда еще и перевела стрелки часов, чтобы успеть и в аптеку, и в гастролирующий «Парк развлечений»), будет медвежонок Тидель. Обе роли – неуклюжего плюшевого добряка Тиделя и брата Тиля – исполняет актер Павел Акимкин. Некогда любимая игрушка Матильды, давно забытая на даче, встретит свою хозяйку на туманных берегах реки Забвения. Неслучайно именно он станет главным помощником в поисках Тиля. Ведь и свое имя медвежонок, возможно, получил от сложения слогов имен брата и сестры.
Для Матильды, ее роль исполняет актриса Дарья Макарова, только начался период отрочества, а вместе с ним и характерный возрасту конфликт: делать то, что хочется, или исполнять просьбы и наставления взрослых. Она по-хулигански обаятельна и с вызовом заявляет, что уже совсем взрослая, «ведь мне уже 12 лет, если не сейчас идти в «Парк развлечений», то когда?» – обращается героиня к залу. «Так скоро и старость!» – убеждена героиня Дарьи Макаровой. И вот она уже перед воротами, ведущими в «Парк развлечений синьора Гастролли». Персонажей, олицетворяющих силы зла (их в спектакле четыре), играет Гурген Цатурян. Его обаятельный синьор Гастролли со свитой шарманщиков-гипнотизеров, подпевающих своему господину «Развлеченья, развлечения, лишь они имеют значение! Приходите, в «Парк развлечений!» , впервые появляется в зрительском фойе. Вместе с шарманщиками он зазывает зрителей на спектакль так же, как чуть позже будет приглашать жителей города в «Парк развлечений». Хозяин гастролирующего парка выглядит, как и подобает волшебнику-антрепренеру: огненного цвета борода, колдовски обаятельный взгляд, ярко-красный фрак, бархатный жилет, цилиндр и трость, на которую Гастролли то картинно опирается, то, взмахнув ею, направляет на объект своего гипноза. Второй персонаж Гургена Цатуряна – таинственный Доктор, который придет к подхватившему простуду Тилю. Он выпишет рецепт и, взмахнув тростью, при помощи заклинания – «застынь!», – остановит время для бабушки и брата Матильды, а сам уже голосом Синьора Гастролли произнесет: «Матильда, ты поняла, почему твой брат заболел именно сегодня?» Третий из героев – Птицелов, сентиментальный, какими нередко бывают жестокие люди, ценитель прекрасного, истязающий «вниманием» в неволе объекты своего обожания, и наконец, сама Царица Ночи.
Не исключено, что сам волшебник и гипнотизер синьор Гастролли, для чьей природы характерны метаморфозы, перевоплощается и в остальных «злодеев» спектакля. Ведь после того, как в финале спектакля Матильда вернется из Царства Тьмы, она вновь окажется в своей комнате в тот самый момент, когда остановилось время для брата и бабушки, только вместо Доктора, ее встретит синьор Гастролли: «То, чего с нетерпением ждала, позабыв про родных и дела: карусели, качели не нужны, в самом деле, этой новой совсем другой Матильде».
Его роль в истории Матильды не столь однозначна. На протяжении всего действия персонаж балансирует на грани. Он то добрый и строгий волшебник, который в воспитательных целях проучит эгоистичную девчонку, то колдун, который очаровывает своих жертв гипнотическим взглядом и предлагает слишком простые решения сложных задач. Вот только за исполнение своих желаний ему нужно отдать все, что для тебя по-настоящему дорого.
Символистскую феерию Метерлинка об истинной природе вещей авторы современного либретто представили на сцене в виде остроумной сказки, которая в своей иронии «о скрытых вещах» не уступает и спектаклям для аудитории взрослой. Визуальное решение спектакля, сильнее его литературной основы. Оно захватывает количеством действующих лиц и скоростью, с которой одна сцена сменяет другую. Это и вечно воюющие между собой солдаты Красной и Синей армий, и пресыщенное слишком сладкой жизнью Карамельное королевство, и заводные игрушки, в мире которых главное правило – «так заведено». Спектакль продолжается и в антракте, когда зал и фойе заполняет птичья публика. У каждого свой характер, подчеркнутый деталями костюма и точно подобранными аксессуарами. Попугай-пижон в элегантном белом костюме, Филин в твидовом пиджаке, Ворон в пальто и цилиндре с горящими от возмущения глазами, Ворона и Канарейка в платьях в горошек, группа Пингвинов в бархатных пуховиках важно разгуливают по театру. Затем, окружённые детьми, делающими с ними селфи, они шумной толпой пройдут через зал на сцену, где продолжат активно обсуждать театральную постановку. В этой пестрой компании легко угадывается тонкая и беззлобная пародия на взрослых, сидящих в зале.
Осознание Матильдой того, что на самом деле для нее важно, и понимание, чем на самом деле обернулось ее безобидное желание развлечься, и становятся ее синей синей птицей. Основные смыслы, мысли, переживания героев, и разрешение конфликта заложены авторами в ариях персонажей, уникальность которых в их универсальности – они могут существовать и вне спектакля. «Я пыталась понять, кто друг, а кто враг, /и время вспять повернуть/ я была под замком, я летела сквозь мрак, я прошла этот длинный путь» – поет Матильда у врат Царства Ночи. И царица вечной тьмы за смелость даст Матильде шанс вызволить из «мира, в котором вечна только ночь и забвение» своего брата.
Найти то, что помогает обрести самого себя и то, что начинаешь ценить, потеряв, и есть для каждого героя спектакля, его заветная «птица». Ее вместе с Матильдой и благодаря ей будут находить остальные персонажи, которых она повстречает на своем пути. «Синяя синяя птица» – сочетание, звучащее, как магическое заклинание, с помощью него в мир, где нарушены границы времени и царствует зло, авторы надеются призвать волшебство.
За синей птицей отправилась Валерия Новокрещёнова
Фотографии пресс-службой Театра наций