Для своего режиссерского дебюта в театре Моссовета Марк Вдовин выбрал пьесу современного канадского драматурга и писателя Николя Бийона «Песнь слона». В биографии драматурга это самая известная на сегодняшний день пьеса, а постановка Марка Вдовина – первая в России.
История балансирует между мелодрамой и детективом. В сущности, она очень незатейлива и прямолинейна. Из психиатрической клиники таинственно исчезает один из сотрудников – некий доктор Лоуренс, и единственный человек, который знает, где находится доктор – пациент этой же клиники Майкл. Юноша спокойный и не буйный, однако, с болезненной привязанностью к слонам. Директор больницы доктор Гринберг хочет всеми возможными способами выяснить у Майкла, что тому известно и найти пропавшего.
Вся пьеса – о возможности словами прикрыть одиночество жизни. Герои рассказывают свою историю, на самом деле, для того, чтобы услышать самих себя. За жесткостью и целеустремленностью Гринберга (Дмитрий Савкин) – задерганность и усталость, скучная семейная жизнь и работа, которой он глушит свое домашнее неустройство. За мягкими словами пациента Майкла (Павел Усачев) – история жизни никому не нужного и нелюбимого ребенка. В резких рваных репликах медсестры мисс Петерсон (Лилия Волкова) – одиночество, неустроенность и сложное материнско-женское чувство к Майклу.
Конгломерат эмоций распределен по узкой сцене. По обеим сторонам сидят зрители, и яркий белый больничный свет не дает возможности никуда спрятаться, что-нибудь утаить. Приходится выдавать себя – в эмоциях, страхах, жестах. В одном отдельно взятом кабинете одной отдельно взятой клиники происходит встреча трех людей в пространстве боли, обид и отсутствия любви.
Собственно, на этом пафосная и глубокая часть спектакля заканчивается. Пьеса Бийона для театра практически идеальна: реплики аккуратно чередуются, монологи каждого героя нужной длины, все вовлечены в действие, сюжет приятно сочетает возможность лирики и детективного напряжения, а смысл прекрасно созвучен сегодняшнему времени банальностей. В ней ничего не отвлекает от главного: нужно любить своих детей, близких и, по возможности, дальних, потому что все мы люди, жизнь – это хрупкий яркий огонек свечи в глубоком мраке смерти и возможного небытия. В общем, от всего того, что сейчас густым потоком льется и бесконечным валом сыпется из соцсетей и прочего интернета. Вся эта наивная философия призвана заставить глаза зрителей увлажниться, сердце дрогнуть, мозг задуматься, а тело рвануть выполнять заветы любви и заботы о ближнем.
Аскетичность оформления (художник – Анна Агафонова), белый свет, сцена, открытая со всех сторон, накладывают определенные требования и на актеров. Играть в таких условиях можно либо приглушенно и почти что вполголоса, либо крупно, немного нарочито. Участники очень стараются, подчеркивая жесты, интонации. Волнение заметно, видно, что и сама пьеса нравится, поэтому, по мере сил, удручающе прямолинейные сентенции автора исполнители пытаются смягчать обаянием своих героев. Но развернутся в этом пространстве особенно негде. Роли не предполагают особой сложности, сюжет – ответвлений, детективная линия, сделав пару несложных кульбитов, разрешается ко всеобщему облегчению. Дальше пьеса возвращается в основное русло рассуждений.
Вообще для режиссера балансировать между попытками высказать глубокую мысль, сделать качественную мелодраму и продемонстрировать ансамблевую игру – дело трудное, все время что-то заваливается. Вот и «Песнь слона» получилась пока что немного нескладной. В ней случаются крены либо в приятную игру одного актера: Павел Усачев очень хорошо играет душевнобольного любителя слонов Майкла Аллена – его герой очень обаятелен и трогателен в своем детской непосредственности и умении бестрепетно говорить правду и не рефлексировать по поводу того, как он выглядит в глазах окружающих. От актерской игры пьеса кренится в сторону назидательности о любви и жизни. Искупает такое шатание общее настроение дебюта и, пока еще простительная, растерянность первой постановки. Но, сама попытка в нашем, все более агрессивном и стремительно глупеющем мире, рассказать о хрупкости и важности человеческой жизни – заслуживает и внимания и уважения.