ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДИНОЗАВРОВ

Артур Конан-Дойл написал роман «Затерянный мир» в 1912 году после знакомства с майором Фоссетом, совершившим похожую экспедицию в Латинскую Америку. По сюжету главный редактор газеты, где работает репортером Эдуард Мелоун, отправляет его на интервью к экстравагантному и нелюдимому профессору Челленджеру. В результате молодой журналист в составе экспедиции, возглавляемой профессором, отправляется на затерянное в горах плато, чтобы доказать существование там доисторических форм жизни.

  Стимулом к поездке, помимо журналистского любопытства, стало и желание возлюбленной Меллоуна Глэдис связать свою жизнь с героем. Стоит отметить, что Глэдис в романе не очень интересна, и хотя герой на протяжении всего путешествия пишет ей письма, больше эта линия нужна для раскрытия писательского дара самого героя.

 Вероятно, поэтому режиссер спектакля «Затерянный мир» Юрий Грымов отказывается от нее вовсе. Вместо занудной возлюбленной в истории появляется такая же бесшабашная и любопытная, как Нед Мелоун, дочка профессора – Оливия.

   В спектакле Грымова почти все персонажи гротескны и довольно эксцентричны. Профессор Челленджер Андрея Бажина колоритен, шумен, но при этом интеллигентен даже в моменты агрессии.

   Лорд Рокстон Глеба Голендера, кажется, собрал все карикатурные качества английской аристократии – он напыщен, высокомерен, и, признаться, вызывает мало симпатии. Он  делает одолжение и своим появлением на заседании, и своим согласием отправиться в экспедицию. Конечно,  у него самые лучшие ружья, самая хорошая подготовка, да что уж там – он просто самый-самый. С виду он очень похож на индюка.

  Профессор Саммерли у Евграфа Прохорова порой гомерически смешон, но иногда ужимки и прыжки этого забавного человечка в ярком желто-зеленом костюме, больше похожем на наряд ребенка, чем на одежду респектакбельного ученого, перестают забавлять.

   Оливия Челленджер Дарьи Хорошиловой – обаятельная, порой резкая, не менее эксцентричная, чем ее отец (что стоит ее попытка пробраться на корабль), но при этом с задатками ученого, девушка. Она привыкла жить проблемами и интересами отца, знает о доисторических животных, наверно, не меньше профессора и также сильно любит приключения. И в этом они совершенно похожи с Недом Мелоуном.

Неда Мелоуна играет недавний выпускник ГИТИСа Павел Рассомахин. Физической подготовке этого репортера может позавидовать любой домушник – по стенам он передвигается не хуже человека-паука. Это умение пригодится ему и в горах. Он всюду сует свой нос, как и положено молодому и дерзкому журналисту, он делает вид, что ему ничего не страшно, не очень задумывается над тем, прав он или нет. Главная его цель – добыть сведения, и ради этого он готов на все. Сенсация.

   Говоря о «Затерянном мире», нельзя обойти вниманием работу художника-постановщика. В первой части Кирилл Данилов выстроил на сцене Лондон конца XIX века. Дома, улицы, зал заседаний зоологического общества, порт. Во второй  – фантастический лес с лианами, гейзерами, скалами (по которым карабкаются герои), падающими деревьями и, конечно, динозаврами. Вот уж где можно с увлечением и интересом изучать доисторическую живность. Правда, тем, кто сидит не на центральных местах, видно будет не все – по бокам сцены свалены деревья.

 Вторая часть «Затерянного мира» – счастье для детей. Они визжат, пытаясь помочь героям напугать нестрашных в общем-то динозавров.

    Вместо блокнота и ручки у Неда – киноаппарат, так что хроника есть. Вот только добыть ее у репортера будет сложно. Он поклялся никому не рассказывать о таинственном мире. Как и все остальные.

В спектакле не обошлось и без морали: «Человек несет гибель живому». Челленджер боится, что гармония этого застывшего в развитии мира будет нарушена, если о нем узнают все остальные. И если в книге они – победители косности, привезшие доказательства существования мира (правда, в карте поменяли все названия, и его тоже не найти), то в спектакле они, прежде всего, победили себя, не рассказав и не показав никому и частички этого мира. Зато теперь они сообщники.

    Благодаря путешествию Нед Мелоун понимает, что не все в мире измеряется сенсацией, Оливия видит Неда настоящим, а не поверхностным мальчишкой, когда-то влезшим в их дом в поисках «горячего» материала. Профессор Челленджер осознает, что наука может принести и гибель, и находит в себе силы отказаться от славы. А Саммерли, признав его правоту, становится одним из лучших его друзей.

«Затерянный мир» сделан в лучших традициях советских детских спектаклей, но с использованием самых современных технологий. Это игра и поучение, безудержное веселье, сменяющееся размышлениями и попытка помочь ребятам сделать свой выбор. 

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

%d такие блоггеры, как: