
В параллельной программе юбилейного, 35-го фестиваля «Балтийский дом» состоялись встречи с режиссерами Львом Додиным, Валерием Фокиным, Камой Гинкасом и Генриеттой Яновской. Модератором встреч выступила телеведущая Ника Стрижак.
ЛЕВ ДОДИН: «Настоящий театр существует не в системе слов».
Разговор с художественным руководителем МДТ-Театра Европы Львом Додиным затронул самые различные темы: изменение театрального языка в связи с сегодняшними событиями, цензура, выход театра на европейскую арену. Лев Абрамович также поделился видением роли театра как социального института:
«Я думаю, мы все недооцениваем, какое значение имеет театр как вочеловечивающий инструмент. Успех полезен, но нужно испытывать иногда и неудачи, потому что именно они заставляют задумываться. Конечно, удача окрыляет и толкает вперед — так человек чувствует свою необходимость».
Малый драматический театр — единственный театр в России, имеющий статус европейского. Сложно себе представить, в каком континенте театр Льва Додина не показывал еще свои спектакли, разве что в Арктике и Антарктиде. Выход МДТ на европейскую арену стал сильнейшим международным внеязыковым явлением.
«Я не любил использовать звуковые титры, когда мы показывали спектакли на гастролях. Настоящий театр существует не в системе слов. И, прежде всего, не в системе слов, а в системе театральной музыки, которая заражает», — сказал Лев Абрамович, вспоминая о гастролях театра за рубежом.

На вопрос Ники Стрижак, не лукавит ли Лев Абрамович о всеобщем зрительском понимании особого театрального языка в его театре, если учитывать, что МДТ за долгие годы приобрел статус театра, рассчитанного на подготовленного зрителя, Лев Абрамович удивился: «Нет-нет. В театре, в темноте зрительного зала человек чувствует себя не одиноким, потому что вместе с ним в этот момент переживают и другие» и добавил про случаи, когда любил приглашать на спектакли во время гастролей совершенно случайных людей, которые во время и после просмотра переживали увиденное даже глубже, чем те, для кого посещение театра — само собой разумеющееся.
В ходе разговора поступил вопрос из зала: «Что вас впечатлило в театре за последнее время?». И Лев Абрамович ответил: «Мне повезло, что я видел революционные вершины театра: “Короля Лира” Брука, постановки Эфроса. Конечно, сейчас вижу очень мало, потому что, когда возникает выбор между репетицией и спектаклем, идешь на репетицию. Я знаю очень хороших режиссеров, которые смотрят все и от этого заражаются, черпают вдохновение. Честно говоря, нравится мне очень немногое, ведь в театр всегда идешь за потрясением, чтобы понять, что так, оказывается, можно. Мой учитель Борис Вульфович Зон отвечал, когда у него пытались узнать подробнее впечатления от спектакля: “Я не виноват, что я видел на сцене Станиславского”. Моя беда в том, что плохой спектакль меня обезоруживает и после просмотра у меня возникает чувство, что я зря потратил свое время. В этом плане я восхищаюсь критиками: насколько нужно любить театр, чтобы не терять этого “прицела”».
В финале разговора Додин подвел черту: «Обязанность театра — не врать. Скажем, если ты хочешь передать негу, то передай так, чтобы в нее захотелось войти и в ней расположиться.
Театр должен сострадать и говорить все, что он хочет сказать. Если страдать, так до слез, смеяться — до колик. Театр должен преподносить крайности. С первого занятия своим ученикам я говорю: “Потрясение — это то, ради чего вы здесь будете жить”. Молодых нужно поддержать в этой вере».
ВАЛЕРИЙ ФОКИН: «Самое главное — это сокращение разрыва»
В разговоре с Валерием Фокиным Ника Стрижак не могла не напомнить гостям о существовавшем в Москве Центре им.Всеволода Мейерхольда, у истоков создания которого стоял Фокин, а также подчеркнуть особую связь Мейерхольда с Александринским театром. Валерий Фокин в ходе беседы рассказал, что по молодости не понимал, почему Мейерхольд выделял особую природу актеров Александринки: «Мейерхольд обожал Александринский театр, всегда вспоминал на репетициях с другими артистами как Гарин, Мартинсон, что актеры Александринки могли совместить трагизм с водевилем. Здесь раствор нового смешивается с раствором традиций.
Как и на встрече со Львом Додиным, слушателей заинтересовало, какие спектакли впечатлили Валерия Фокина за последнее время.
«Очень много есть спектаклей, которые смотришь и через десять-пятнадцать минут все понимаешь, а они все идут и идут. Раньше я с радостью отдавался этому чувству, поскольку появлялось свободное время для того, чтобы придумать о завтрашней репетиции. И уже после этих спектаклей я уходил с ощущением, что поработал. Но сейчас у меня так уже не получается. Мне всегда интересно, что делает Андрей Могучий, Лев Додин, некоторые молодые режиссеры».
Способность к самокритике — важнейшее качество режиссера. Валерий Владимирович рассказал зрителям, возникает ли у него чувство удовлетворения при завершении работы над спектаклем:
«Для меня самое главное — это сокращение разрыва. Чем больше я сокращаю разрыв между тем, что я хотел и тем, что получилось, тем более я удачлив».

Фокину удалось поработать со многими театральными «глыбами»: Мариной Нееловой, Константином Райкиным, Игорем Квашой, Авангардом Леонтьевым и, конечно, Олегом Табаковым. Причем, работал Фокин с такими актерами еще будучи молодым. Режиссер поделился, насколько режиссеру необходимо при работе с такими артистами искать особый подход:
«Я заметил, когда я делал ему <Олегу Табакову> замечания при всех, он меня не слышал. Когда я всех остальных актеров отпускал и оставался с ним один на один, он начинал меня слышать. Такая природа». И такая природа, по словам Фокина, у этих актеров похожа: «Группа крови сходна. Ты их чувствуешь и они тебя. Ведь репетиция получается тогда, когда, во-первых, режиссер и актеры думают вслух и им не стыдно ошибаться и находить. Это очень редкие моменты, но у меня они были и бывают и сейчас».
Такого же метода работы Фокин придерживался и во время работы над последней премьерой «Обыкновенная смерть» в Театре наций, главную роль в которой исполнил Евгений Миронов: «То же было и сейчас с Евгением Мироновым, которому он делал замечания ни при всех. Потому что уже мастер. Обидится».
Фото — Данила Нерознак


