13 декабря 2024 года в учебно-театральном комплексе ГИТИС, где на время реконструкции сцены на Поварской разместилась «Мастерская 12» Никиты Михалкова, состоялась премьера. Режиссер Роман Мархолиа представил зрителям спектакль «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького.
Художником Владимиром Ковальчуком на сцене был создан двухуровневый капсульный отель, напоминающий ячейки для хранения вещей или в данном случае — судеб. У каждого персонажа своя ячейка, как свой собственный маленький мир, в котором есть место только для него одного. Создавая видимость сообщества, герои остаются сами по себе, спрятанные за своей «шторкой». Они наблюдают за жизнями друг друга, комментируют их, находясь при этом каждый на своей полке. Прослеживается аналогия с социальными сетями, где каждый обособлен. Люди, благодаря социальным сетям могут следить за жизнями других, создавать ощущение массы, но оставаться поодиночке. Но отель, это не только про ячейки, это также место, которое не является домом. Временное пристанище для заблудших душ. На сцене расставлены железные лавки, словно из зала ожидания, и большой стол, за которым соберутся воры, пьяницы, шулера, проститутки… Лишние люди, не нашедшие своего места в мире и оказавшиеся на дне жизни, нашли приют в этих капсулах.
С самого начала персонажи выходят из зала, из народа, отринутые обществом. Действие начинается ярко, с задором, разносится смех. И в этом смехе, в этом поведении героев, которое противоречит их положению, сразу чувствуется отчаянное желание жить. Лишь один человек не принимает активного участия. Он сидит в стороне, наблюдает за героями и рассматривает маленькие, прозрачные камушки. Кто этот человек? Что это за камушки? Какая история у него? Лука в исполнении Игоря Яцко вызывает неподдельный интерес. Он совсем не похож на каноничный образ старца. Лука воспринимается даже не как человек, а как явление, проводник. Олицетворяющий собой свет, к которому так тянутся постояльцы ночлежки, в нем видится нечто бандитское, будто отзеркаленное от них же самих. Он коллекционирует судьбы, рассматривая их в прозрачных камушках. «Понять хочется дела-то человеческие», звучит реплика Луки. Сам Игорь Яцко говорит, что он просматривает образы, словно социальную ленту: «Где все высказываются и идет, идет, идет… И Горький пишет: это как река жизни, она течет все время. Темы, которые Лука поднимает, в нашу жизнь входят с разными людьми. А Лука – это собирательный образ звучащего эфира, может быть, внутренний голос каждого персонажа». Содержа в себе всех героев, он подсвечивает в них то, что сокрыто и что важно. Так при встрече с Алешкой, который ярким вихрем врывается на сцену, он говорит: «Эх, парень, запутался ты», сразу раскрывая самую суть. Алешка, Сергея Атрощенко, это молодой парень «Первый сорт человека», как он сам о себе отзывается, но сильно запутавшийся. Человек потерявший все, но через потерю приобретший свободу, тем самым не утратив свет. И словно дворцовый шут, он дурачится, играет на гармони и провоцирует хозяйку, не боясь и не прячась.
В своем стремлении жить, некоторые из персонажей больше напоминают безумцев. Например, Настя (Екатерина Нестерева) — проститутка рассуждающая о любви. Она придумывает себе истории, меняет свои яркие, кричащие образы, к финалу становясь все более стихийной. «Она привыкла рожу себе подкрашивать…вот и душу хочет подкрасить…румянец на душу наводит…». Причудлив Актер (Александр Ведминский), который «отравлен алкоголем». Причудлив в своем щемящем безумии. Он хорошо осознает свое бедственное положение, что он пропил свою жизнь, свою память и не может вспомнить даже элементарного стихотворения. Но в нем теплится надежда и благодаря этому он остается человеком, помогая умирающей Анне (Виктория Соловьева), в то время как другие проходят мимо.
Режиссер говорит: «Первое название пьесы было «Без солнца». А если без солнца, откуда свет? Только изнутри» и каждый персонаж этот свет проявляет по-разному: Сатин (Михаил Пореченков) в своей яркости, силе характера; Барон (Данила Дзыгар) в своих аристократических повадках, а Вася Пепел (Сергей Хачатуров) в своем бунтарском духе. Но есть все-таки те, кто этот свет пытается загасить. А именно — хозяева «ночлежки»: Василиса (Тамара Разоренова) и Костылев (Евгений Дубовской). И если Костылев предстает больше как едкий, скользкий человек, который так и норовит ужалить, то Василиса сразу выступает с позиции силы. Она дает понять, что власть здесь имеет только она и вершится все будет согласно только ее желанию. И вывод напрашивается поначалу печальный: даже на самом дне найдется свой «хозяин». Но, даже несмотря на это, героев нельзя назвать несвободными, ведь их свобода формируется прежде всего в душе.
Роман Мархолиа в своем спектакле показывает нам жизнь людей, которые не утратили тягу к жизни. Их образы многообразны, у каждого своя история, своя боль и трудности, но сквозь всех красной нитью сквозит лишь одно слово, одно желание – ЖИТЬ. И эта тема делает данный спектакль очень актуальным в наше время. Ведь не смотря на всю сложность, жизнь сама по себе прекрасна и удивительна. И очень важно помнить об этом даже в самые трудные периоды.
Фото Сергея Петрова