В рамках празднования Дня Сибири Новосибирская область представила в Москве культурную программу: на сцене Театра Наций прошел показ двух знаковых спектаклей театра «Красный факел». Об одном из них — в нашей статье.
Премьера спектакля «Мертвые души» по мотивам одноименной поэмы Н.В. Гоголя состоялась в 2023 году и стала первой постановкой Андрея Прикотенко в качестве главного режиссера театра «Красный факел». Как рассказывал сам режиссер, идея постановки пришла ему на встрече с труппой и в ходе работы над спектаклем, актеры были настолько включены в процесс, что «спектакль “Мертвые души” можно назвать нашим совместным сочинением на тему поэмы Гоголя».
В своем сочинении Прикотенко не придерживается четкой сюжетной линии, перетасовывая и умело сплетая воедино сцены из разных частей поэмы. Так, например, все начинается с разговора двух приятных дам (Елена Жданова и Екатерина Жирова), вальяжно сплетничающих о Чичикове и о переизбытке, а может и об отсутствии румянца на щеках губернаторской дочки. В такой же мизансцене окажутся председатель и Антон Андреевич (Андрей Черных и Денис Казанцев) в финале спектакля, закольцовывая историю и обсуждая, кто же он такой этот Чичиков? Наполеон? Антихрист? Вестник Апокалипсиса?
Всем известное еще со школьных времен «путешествие Чичикова» попадает в пространство без времени и места, что подчеркивает в сценографии художник Ольга Шаишмелашвили. Главной декорацией становится – отсутствие декораций. На сцене в хаотичном порядке выставлена мебель, которая в течении спектакля будет всячески передвигаться, все больше и больше освобождая место. Достаточно низко, в несколько рядов, вывешены различные лампы. Остальная часть пространства — это воздух, простор, как если бы эта мебель была выставлена в одной из необъятной степей нашей страны.
Герои также не привязаны к определенному времени, но в целом олицетворяют образы самых обычных, легко нами узнаваемых людей. Они отличаются от каноничного представления персонажей поэмы. Вместо старой и глупой помещицы Коробочки Чичикова встретит в образе Венеры Боттичелли, соблазнительная и заигрывающая Настасья Петровна (Ирина Кривонос). Манилов (Александр Поляков) сдержан и суров. Образ одичалого помещика контрастирует с его услужливостью по отношению к Чичикову. Таким же перевертышем нам является Собакевич (Егор Овечкин), который выходит в образе Наполеона, но с душой и страстностью исконно русского человека. Плюшкин (Владимир Лемешонок), оказывается совсем не бедным стариком, а «лидером мнений».
Он является нам размеренным, богатым человеком, окруженным прекрасными дамами. Все образы в спектакле нарочно замедленные, меланхоличные, находящиеся вне времени и вспышкой экспрессивности на сцену вылетает, проигравшийся Ноздрев (Константин Телегин) и его зять (Никита Воробьева), который, как забитая совесть Ноздрева, везде его сопровождает. Через Ноздрева, как и через дам с председателем проходит тема мистификации, выдумывание теорий заговора, а также тяга ко всему потустороннему. Чичикова (Андрей Яковлев) на их фоне выделяет его живость и деятельность, в то время, пока все остальные плывут по течению, он находится в стремлении изменить свое положение. А Селифан (Денис Ганин) становится персонажем, проходящим трансформацию у нас на глазах и из пьяницы-кучера превращающимся в философа.
Особенностью спектакля является то, что все участники всегда находятся на сцене, включенные в процесс и внимательно наблюдающие за действом. Актерский ансамбль, создав целую галерею образов, существует при этом как единый организм, заполняя собой сцену и создавая атмосферу внутренней напряженности. Помогает поддерживать эту атмосферу и свет, созданный Константином Бинкиным. В спектакле не говорят вслух про мертвые души, Чичиков лишь что-то шепчет на ухо помещикам и параллельно этому лампы над их головами начинают мерцать, создавая эффект чего-то потустороннего. И чем ближе к финалу, тем сильнее их мерцание.
Не обошлось и без смеха, сгущающийся воздух то и дело разряжался неожиданными гэгами — вдруг процитированной песней Иванушек про тучи; Настасьей Петровной, которая случайно называет себя Филипповной. И сами персонажи так сильно похожи на нас самих, что только и остается, что смеяться. Спектакль наполнен различными вставками, отсылками и метафорами. Души метафорически обозначаются воланчиками, которые за все время спектакля постепенно наполняют сцену. Ими играют в бадминтон, жена председателя отдает свой воланчик Чичикову, после смерти мужа, со словами «Будьте нашим председателем!», а в финале Чичикова закидывают воланчиками с двух сторон, пока он судорожно и жадно пытается их собрать. Такой простой и такой сильный образ.
«Мертвые души» Андрея Прикотенко — это новый взгляд на всем известную поэму, заставляющий снова задуматься на вечные темы. О широте и разнообразии русской души. О человеческих слабостях и пристрастиях. О маленьком человеке, оказавшемся посреди необъятных просторов. И о том, кто же все-таки эти мертвые души? Крестьяне? Помещики? Все мы? Или может, это просто воланчик?
Фото Василия Вагина