Илья Старилов – видеохудожник и иллюстратор, чьи инсталляции и перформансы можно увидеть в галереях, театрах и музеях, известных на весь мир, основатель компании S+AR+HIVE. Илья известен своим нестандартным подходом к искусству, комбинируя цифровые технологии с традиционными формами искусства, что делает его работы особенно запоминающимися и уникальными. Художник доказал, что живопись и видео-арт не просто совместимы, они идеально дополняют друг друга. В портфолио Ильи входят работы с мировыми брендами, такими как Cartier, Chanel, Bulgari и многими другими.
Помимо этого, одной из ключевых сфер деятельности Ильи являются проекты с ведущими театрами страны: Ленком, Театр Наций, Электротеатр Станиславский, Театр на Таганке и др. Об особенностях работы видеохудожника, театре и его зависимости от современных технологий мы и поговорили с Ильей Стариловым.
Видеохудожник – профессия с определенной спецификой. Как вы пришли именно к этой специализации?
Будучи графическим дизайнером, мне всегда хотелось оживить статичную картинку, добавить динамики, внутренней истории. Поэтому меня очень сильно увлекала анимация и компьютерная графика. Около десяти лет я работал на телевидении, занимался бродкаст-дизайном, моушен-дизайном, оформлял телевизионное пространство, телепрограммы, занимался рекламой.
После телевидения возникло непреодолимое желание сделать что-то большое, серьезное, масштабное. И, собственно говоря, в этом стремлении я стал заниматься именно видеоартом и как-то проявлять себя как видеохудожник, а не как моушен-дизайнер. И сам по себе абсолютно непредсказуемо возник театр.
Художественное образование у меня есть. Я окончил Воронежское художественное училище, отделение графического дизайна. И потом стал режиссером мультимедиа, отучился в Питере. Обучение в Санкт-Петербурге сильно повлияло на мое становление как видеохудожника. Там я познакомился со своими друзьями, с которыми впоследствии мы занимались и занимаемся, театром.
Большинство из спектаклей, на которых вы работали, – музыкальные. Видеоконтент лучше с ними гармонирует или же это случайность? И в чем основная разница вашей работы на драматическом спектакле или же музыкальном?
Действительно, волею судьб сложилось так, что работать над спектаклями меня приглашают режиссеры, которые занимаются чаще операми, мюзиклами и балетом. Я считаю, что на самом деле, в драматическом театре ставится акцент больше на нарративе содержания, где видеоконтент не настолько мощно работает. Но я с удовольствием бы погрузился в драму. У меня есть драматические проекты с режиссером Никитой Кобелевым. Мы достаточно длительное время с ним совместно работали и сделали интересные истории.
Современные технологии активно используются в разных жанрах и стилях театральных постановок. Не снижает ли это роль сценографов, художников по костюмам? И не отвлекает ли от главного – от человека на сцене?
Если все сделано талантливо, то ничья роль в проекте не может снижаться. Работа над спектаклем, над любым произведением – это коллективная работа, совместная работа. У нас есть общая задача – создать единый, неповторимый, талантливый контент, который дополняет друг друга и передает главный месседж, который заложен в этом произведении.
Здесь не может никто главенствовать. Здесь все должно быть едино, потому что мощность воздействия очень большая. Актеры в костюмах, декорации на сцене, а видео создает жизненное пространство. Все должно быть соединено.
Какая из ваших театральных работа стала для вас знаковой? Например, вы в ней раскрылись полностью или сделали что-то такое, чего не делали ранее?
Моя знаковая театральная работа у меня впереди. Она пройдет 7− 8 января. Это очень личный проект S+AR+HIVE Production, потому что я там выступаю не только как видеохудожник, но как автор идеи и режиссер. Проект наполнен большим количеством знаков, символов и знаковых систем, с которыми я очень люблю работать. Делаем мы его совместно с хореографом Владимиром Варнавой и с продюсером Еленой Новиковой.
Также сильно на меня повлиял проект «Черный русский». Он, собственно говоря, изменил всю мою жизнь, он создал некий принцип, стиль подхода к видеоарту и вообще заложил любовь к созданию чего-то нового, странного и пугающе непонятного. Это был один из первых проектов, где я работал как видеохудожник. Но он тогда был уникален по своей форме. Я до сих пор стремлюсь к новым формам воздействия, к новым формам созидания и создания шоу. Это постоянный эксперимент, это всегда очень захватывающе.
Вы работали над театральными проектами не только в России, но и за рубежом. Могли бы обозначить основные различия театральной культуры?
Европейский театр и российский театр очень сильно отличаются. И отличаются они, скажем так, бюджетами. Потому что, говоря о видеоарте в театре, мы в первую очередь говорим о бюджете. В плане развития технологий и в плане бюджетов, которые выделяются на создание видеоконтента, и в целом на создание спектакля, то в России это просто в разы больше, чем в Европе, очень сильно чувствуется.
Россия технологичная, здесь создаются действительно серьезные шоу, которым позавидуют многие театры мира. Фестивальные большие проекты, они делаются и в Европе, в них есть масштаб. Но такого количества высоко финансируемых театральных проектов, как в России, в Европе нет.
Ваше настоящее – над чем работаете, что планируется в ближайшее время.
Сейчас мое внимание сосредоточено над проектом, о котором я говорил чуть раньше. Он называется «Сказки сна» и пройдет в Электротеатре Станиславский в новогодние праздники. Это будет видео арт балет, где мы изучаем пространство сновидений и сказок.
Мы создаем знаковое послание из мира сказок и снов для наших зрителей. Весь видеоарт будет построен на моей авторской графике, это большой графическо-анимационный проект, там будут абсолютно фантастические костюмы, и Владимир Варнава делает специально для этого проекта хореографию. Музыку для нас создает композитор Александр Васильев, произведение будет на стыке Средневековой классики и техно.
В этом проекте мы хотим задействовать почти что все пространство Электротеатра, чтобы оно превратилось в единый замок снов.
Каким вы видите развитие профессии видеохудожника?
Это одна из самых развивающихся профессий. Она постоянно меняется каждый год. Она меняется, потому что меняются технологии. И в том и заключается профессия видеохудожника, ты постоянно интегрируешь свое творчество и свое видение в технологии.
Технологии постоянно развиваются. Ты должен быть постоянно на гребне волны, как некий серфер, который постоянно отсекает движение очень сильного, мощного прибоя. Нужно быть постоянно на адском хайпе, постоянно отсекать все новые тенденции, новые тренды, их использовать, использовать новые технологии и их применять. В этом как бы заключается один из главных навыков – это постоянно интегрироваться во все новое.
Я думаю, что сейчас, естественно, как и повсеместно в мире, интегрируется искусственный интеллект. Уже сейчас работа видеохудожника связана с постоянным использованием нейросетей. И я думаю, что и в дальнейшем они будут еще сильнее, взаимодействовать, интегрироваться в работу. И искусственный интеллект также в разных своих формах будет туда заходить, и тем самым будет менять все.
Фото предоставлены пресс-службой
компании S+AR+HIVE