Продолжаем рассказ о XXI Фестивале театров малых городов России, состоявшемся в столице Башкортостана городе Уфа прошел. Фестиваль был организован Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, благотворительного Фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», Министерства культуры республики Башкортостан, Администрации города Уфа. Начало статьи ЗДЕСЬ
Великолукский драматический театр (Великие Луки/Псковская область)
Режиссер и художник – Анна Куликова поработала с артистами Великолукского театра над пьесой Татьяны Загадай «Человек в закрытой комнате». Черная комедия в жанре роуд-муви уже несколько лет пользуется популярностью у российских режиссеров и имеет хороший отклик у зрителей в силу того, что в ней много трагикомических и всеми узнаваемых эпизодов. История взаимоотношений отца и дочери, не успевших за всю жизнь выяснить отношения, продолжается после смерти отца. Жанна (Дарья Корнева) через пятнадцать лет возвращается в родной городок на один день, чтобы только похоронить отца, но, в силу неожиданных обстоятельств, задерживается. Не так-то просто в далеком от райцентра городском поселке оформить положенную по закону судмедэкспертизу. Местные жители знают это и стараются по выходным и праздникам не умирать, чтобы не доставлять хлопот родным. Приключения Жанны, ее друга детства Костика (Вячеслав Евдокименко) и трупа отца (Юрий Савельев) вызывают в зале смех и удивление. Почти комический хоррор, заложенный в пьесе, артисты театра отрабатывают с видимым удовольствием. Зрители смеются и одновременно отрабатывают свои детские травмы, похожие на те, что отыгрываются на сцене. В спектакле нет безысходности, но есть правила жизни, которые следует знать…
В спектакле участвуют: Алла Любовская, Игорь Николаев, Ксения Устьянцева, Валентин Сапронов, Михаил Морозов.
Анна Куликова, режиссер:
«Я на фестивале с первого дня, посещала все, что могла, впечатления просто потрясающие! Столько гродов, столько театров. Я даже открыла для себя новые географические названия. Поражает уровень спектаклей, очень крутые ребята здесь собрались. Со многими мы живем в одной гостинице и подружились, я надеюсь в будущем на плодотворное сотрудничество. Очень полезен профессиональный взгляд, интересно поглядеть на свою работу со стороны. Я со многим согласна, о чем говорили критики. Теперь мы сможем все проанализировать, и нашему спектаклю это пойдет на пользу».
Башкирский драматический театр имени Ильшата Юмагулова. (Стерлимтамак, Республика Башкортостан)
Режиссер Ильсур Казакбаев инсценировал малоизвестную повесть башкирского классика Флорида Булякова «Гульнара». Сюжет повести основан на воспоминаниях драматурга о детстве и своей первой учительнице. Рассказ ведется от имени двенадцатилетнего мальчика, свидетеля тех давних событий. Действие происходит в 1930-е годы в одной башкирской деревне, куда приезжает молодая учительница, комсомолка, полная решимости строить новую светлую жизнь. Гульнара (Гульемеш Ибрагимова ) – детдомовская девчонка, ей легче принять идеи коммунизма, чем жителям деревни, многие из которых ортодоксальны и неграмотны. Гульнара в красном платье и красных сапожках буквально олицетворяет символ революции, советской власти. Дерзость и напористость Гульнары настраивают старшее поколение против новвоведений. Они не хотят, чтобы их детей учила какая-то комсомолка, а не мулла, как заведено веками. Перед зрителями разворачивается тяжелая история. Пусть к светлому будущему лежит через трагедию, боль и смерть. Сегодня невозможно смотреть без боли на революционные перегибы, когда добро причиняют силой, не разбирая, кто виноват… и виноват ли вообще, когда «с водой выплескивают и ребенка».
«Зачем рушить мечеть, верующие могут обидеться. Пусть и мечеть будет, и клуб, всем места хватит. Мы дойдем до светлого будущего, если будем добры друг к другу…», – пытается примирить враждующих один из жителей деревни, но его никто не слышит, страсти разгораются, люди запутались, они обозлены и напуганы. Трагедия каждого против всех. В ход идут топоры, кулаки, ножи, жестокие слова и страшные поступки. Маховик насилия запущен и уже не остановится по доброй воле.
Артисты из Стерлитамакского театра играют ярко, экспрессивно, представляя , живописуя, адресуя новому зрителю большое историческое полотно, трагедию, достойную Шекспира. Художник-постановщик Геннадий Скоморохов выстроил на сцене некое подобие вздыбившейся земли, в которой, запрятано несколько домов/землянок. Интересно обыгрывается кусок кумача: он молниеносно оборачивается, то флагом, то столом или трибуной.
В спектакле участвуют: Ильнур Салимгареев, Фаниль Карачурин, Марат Зубаиров, Гульнара Ярмеева, Айгуль Зубайдуллина, Алия Зарипова, Физалия Рахимова, Лейсан Каримова, Ильхам Рахимов, Венер Сунагатов, Ильнур Аджитаров, Расиль Сынбулатов, Ильфир Баймурзин, Ильгиз Акимбетов
Ильсур Казакбаев, режиссер:
«Это очень хороший фестиваль, я второй раз участвую в нем, и уже в первый раз в Набережных Челнах мы ощутили масштабность всего происходящего. Как это здорово, что театры собираются с разных концов страны, и то, что этот фестиваль перемещается по России, большой плюс. Приезжая в другой город, меняя дислокацию, каждый раз знакомишься с новым местом, можно сказать, со страной. Этот фестиваль – достойная площадка для показа спектаклей. Важно и почетно на этом фестивале быть увиденным, услышанным. Стерлитамакские артисты на этом фестивале с первого дня на учебе, на повышении квалификации. Ребята берут свой интерес, знакомятся с новыми артистами, новыми постановками. ФТМГР всегда собирает и привозит, если можно так сказать, «театральные сливки». Поэтому просмотр фестивальных спектаклей – это тоже учеба, хотя ты не на сцене, но все равно примеряешься: как бы ты в таком жанре, в таком режиссерском рисунке смог бы быть убедительным. Очень полезно знакомство режиссеров с директорами в качестве возможных в дальнейшем постановок. Очень большая работа проделана организаторами, я понимаю, сколько труда и времени стоит такая ежегодная работа. Хочется поблагодарить и выразить большое уважение тем, кто этим занимается.
«Гульнара» – одна из первых повестей нашего башкирского классика Флорида Булякова, ее никто никогда не ставил, я на нее случайно наткнулся. Первой мыслью было именно желание человека из двадцать первого века взглянуть на эту историю почти столетней давности по-другому. Угол зрения сегодня поменялся, возникли другие проблемы в этой истории. Мы историю, в силу своей профессии, довольно подробно изучаем, а многие не изучают, считают, что их не коснется. Нам хочется раздвинуть временные рамки, соотнести с сегодняшним временем».
Березниковский драматический театр, (Березники/ Пермский край)
Режиссер-постановщик Артём Терёхин сделал спектакль по пьесе Марии Огневой «За белым кроликом». Драматург Мария Огнева написала пьесу после трагического случая: несколько лет назад произошло убийство двух девушек, с одной из которых Мария была лично знакома. «За белым кроликом» – терапевтический спектакль о том, как пережить травму, потерю, боль, справиться с чувством вины и найти в себе силы двигаться дальше.
В спектакле участвуют: Александр Зубенин, Анна Лакомкина, Мария Сидорова, Анастасия Козьменко, Ольга Кирилочкина, Мария Шлейхер
Режиссер постановки Артем Терехин и художник Дмитрий Разумов продолжают в спектакле рассуждения на тему преодоления вселенского зла в стиле Гильермо дель Торо и Дэвида Линча с помощью отстранения, погружения в сказку, создания новой реальности, следуя за проводником – Белым кроликом, в иной мир, где один слой реальности скрывает второй и третий.
Артем Терехин, режиссер:
«Я с огромным удовольствием работаю в малых городах, там особая структура, мне нравится, как она развивается, мне нравится особая смелость у этих театров. В Березниках – максимально знаменитый театр, мне было интересно с ними поработать. Петр Незлученко, художественный руководитель Березниковского драматического театра меня давно звал, я наконец-то доехал, и с великим удовольствием поработал с артистами.
Мне всегда интересно наблюдать за тем, как развиваются театры. Любой фестиваль малых городов дает понять некую тенденцию, потому что малые города не боятся экспериментов, в отличие от театров крупных городов, они оказываются более дерзкими в своем творчестве, и за этим вектором развития всегда интересно наблюдать, отслеживать важные тенденции в театральном потоке за пределами МКАДа.
Наш материал действительно жесткий, но мне кажется, эти темы важно поднимать. Мне нужно было найти некую дистанцию, чтобы болезненная тема не превратилась в некую спекуляцию и прямое воздействие на зрителя. Мне был важен язык, и как мне кажется, мы его с ребятами нашли. Этим спектаклем мы даем понять, что человек, утративший близких, не должен быть одинок. Нужно объединяться, поэтому у спектакля есть еще социальная функция…»
Братский драматический театр (Братск/ Иркутская область)
Режиссер Алессандра Джунтини, руководствуясь пьесой Василия Сигарева, драматурга, режиссера театра и кино, воплотила на сцене театральную фантазию на основе повести Александра Пушкина «Метель». Василий Сигарев добавил к повести Белкина новые диалоги и монологи, приблизив «дела давно минувших дней» современному зрителю, протянув нити из прошлого в сегодняшний день, ведь, по сути, любовь, страхи и мечты человеческие не меняются.
Эскиз спектакля был создан на лаборатории Театра Наций, проходившей на базе Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова осенью 2022 года. Режиссер Алессандра Джунтини вместе с художниками театра (художник – Наталья Корнева), не боясь экспериментов, смело представили визуальный театр во вневременном пространстве, уделив особое внимание костюмам и инфернальному гриму. Алессандра Джунтини: «Конечно, это мое собственное ощущение повести и пьесы. И, конечно, это психологический театр – та школа, которую я получила в России и которой обладают русские актеры. Мы искали ответ на вопрос – что значит судьба. И создавали атмосферу, в которой зрители могли скорее не понять, а ощутить это, прикоснуться к тайне…».
В спектакле участвуют: Анастасия Потихенская, Игорь Бутин, Роман Калиниченко, Павел Жилин, Ольга Гонтарева, Валентина Фитиль, Алексей Павлов, Владимир Матвеев, Антон Коцуренко, Юлия Новикова, Алла Нетеса, Светлана Светлакова.
Любовь Кудряшова, директор Братского драматического театра:
«В 2015 году, когда фестиваль проходил в Дубне, мы приняли участие впервые. В этом году в Уфе очень тепло, и мы наслаждаемся, потому что, как раз в эти дни у нас в Братске очень холодно. А здесь тепло не только на улице, но и еще в глазах коллег. С какой радостью все следят за успехами других театров, все хотят увидеть что-то новенькое, проверить себя, и нам представилась такая возможность. Мы благодарны жюри, критикам за подробный разбор нашего спектакля, за честность, за то, что они отметили наш смелый эксперимент. Нам важно было это услышать, ведь мы создали спектакль для молодежи. Ребята приходят по Пушкинской карте и с удовольствием взирают на эту карнавальную фантазию. Алессандра в Иркутске сделала с артистами нашего театра замечательный эскиз, и мы решили воплотить его на сцене, ведь мы – живой экспериментальный театр, не боимся рисковать. Как здорово, что нашу заявку экспертный совет отобрал среди множества других. Здесь все разное: есть и классика, и современная драма, и спектакли необычной неожиданной формы, нам радостно, что можем здесь не только показаться, но и впитать что-то новое, чему-то научиться».
Серовский театр драмы имени А.П. Чехова (город Серов/ Свердловская область) привез на фестиваль спектакль большой формы «Дядя Ваня». Серовский театр драмы ведет свою историю с 1942 года, в 1946 году за первую на Урале постановку чеховской пьесы «Дядя Ваня» театру было присвоено имя Чехова. И вновь уральские «сцены из деревенской жизни» в постановке питерского режиссера Анатолия Праудина покорили фестивальную публику.
Режиссер Анатолий Праудин с художником Владимиром Кравцеввым наполнили обширное сценическое пространство картофельными россыпями, пустыми ящиками, ведрами, самоваром. Пока не появились герои спектакля, зрители рассматривают подробности домашнего хозяйства Войницких в неожиданной интерпретации Праудина. На сцене – пень с электроплиткой, велосипед, одинокая девичья постель. ударная установка с барабанами и тарелками, синтезатор и две электрогитары. Сначала многое в этой причудливой сценографии кажется неуместным, тзлишним, но когда являются люди из прошлого века, знакомая история обретает новые смыслы. Конечно, блистательное трио музыкантов: Войницкий (Алексей Дербунович), Астров (Евгений Вяткин) и Телегин (Иван Долгих) тут имеет право на существование: они давно сыгрались, спелись и спились, эта тройка харизматичных, невероятно обаятельных мужиков. С каким пренебрежением реагирует на них «человек в футляре» профессор Серебряков (Сергей Тушов). Где ему, сухому теоретику, понять простую жизнь, пахнущую свежим деревом и вареной картошкой, солеными огурцами и водкой. Где ему понять задушевные разговоры и чувства, каких он никогда не имел.
Страдающий дядя Ваня не может признаться даже Соне (Софья Белова), как больно ему видеть Елену Андреевну (Александра Незлученко), как жаль прожитых без нее лет, когда «счастье было так возможно, так близко», но она «другому отдана», только зачем она ему верна, если Серебряков ее не любит, он вообще никого не любит, и это – взаимно. Единственный человек в этом доме восхищается нудным профессором– бывшая теща Мария Васильевна Войницкая (Светлана Виниченко), которая без конца его цитирует, вместо того, чтобы уделить внимание единственной внучке, сироте при живом-то отце. Соня – очаровательное, неискушенное, влюбленное трепетное создание. Как ей хочется любить, быть нужной Астрову (Евгений Вяткин), заботиться о нем, смертельно уставшем от работы и пустоты. Доктор великолепен в своем умном цинизме. По отношению к Соне, он порядочен, хоть и жесток (целует, походя, а та уже мечтательно играет с белой накидкой, как с фатой). Елену Астров вожделеет и совершенно не жалеет: сама виновата, что вышла замуж за противного старика, сама и мучается – ах, как чувственно оглаживает Елена велосипед доктора. Выразительна сцена, где Соня с мачехой пьют на брудершафт, теперь они – на равных, обе влюблены как кошки в доктора, обе останутся ни с чем.
Комичная фигура старой няни (Марианна Незлученко) – она, знай себе похрапывает возле самовара, но все про всех понимает. В спектакле много замечательных мизансцен, все действия героев оправданы, реквизит придуман до мельчайших деталей, все работает: и ненужные розы, брошенные в отчаянии дядей Ваней, застигнувшим объятия Елены и доктора, на пенек, и белая накидка, кинутая Соней на те же розы. Деликатный тонкий спектакль о невыносимой тяжести бытия все же оставляет нам надежду. Мы еще «увидим небо в алмазах…надо жить…».
Александра Незлученко, актриса, исполнительница роли Елены Андреевны:
«Мы не приезжали на фестиваль два года, очень соскучились. Рады видеть театры, которые мы знаем, рады познакомиться с новыми театрами, спектаклями. Мы ложимся спать поздно, встаем рано потому, что хотим попасть везде. Замечательные занятия по сценической речи и сценическому движению, нам все это так надо! С этого фестиваля мы увезем тепло, доброту, энергию, которыми мы тут зарядились, а еще новые знакомства, все заберем… Пусть с каждым годом фестиваль растет и процветает! Пусть будет еще больше городов — участников, пусть будет такое же прекрасное жюри с разными мнениями, такой же прекрасный оргкомитет и насыщенная образовательная программа!»
Глазовский драматический театр «Парафраз», (Глазов/ Удмуртская республика) представил на конкурс спектакль «Алло, мама!», философскую комедию для взрослых. Театр «Парафраз» является в Глазове основным культурным центром. Главный режиссер Дамир Салимзянов – автор многих пьес, в том числе, и новой пьесы «Алло, мама!» – сказки для взрослых по мотивам произведений Евгения Шварца. Помимо известных персонажей сказки о Золушке: Короля (Владимир Ломаев), Принца (Сергей Горбушин), Золушки (Екатерина Салтыкова), Мачехи (Анна Сабурова) и др. – в спектакле появилось много новых героев. Так, например, отдельное чудо – Правдивый охранник (Иван Васильев), а еще Придворный волшебник. Глава научно-волшебного бюро НВБ (Игорь Павлов) творит настоящие чудеса, налаживая контакт главных персонажей с их рано ушедшими супругами. Добрый порядочный король — вдовец продолжает беззаветно любить свою королеву (Любовь Бердова), Лесничего ждут волнительные встречи с первой женой (Марина Алиева), мамой Золушки, а злую мачеху – с первым мужем (Александр Владыкин).
Режиссер, сценограф – Дамир Салимзянов развернул сказку в прошлое родителей главных героев, и она сразу стала многослойной. Действительно, как было бы хорошо детям с их родными мамами! Не было бы столько горя и обид в жизни Золушки, тоскливого одиночества – в жизни принца, а дочери мачехи (Ксения Волкова и Лада Волковыская) не стали бы такими вредными.
Сценография убедительная – по ТВ крутят любимую «Золушку», герои выходят на связь в телефонных будках. Костюмы – примечательные (художник Елена Попова). Поднятые темы привнесли в сюжет немного грусти, но все равно публика много смеялась, ведь Дамир Салимзянов умеет писать и ставить смешно, а текст пьесы после спектакля разошелся на цитаты:
— Гоблины требуют запретить в королевстве слово «блины», как оскорбляющие их чувства, циклопы требуют запретить слово «клопы», тролли – слово «профитроли», Буратино – слово «чурка»;
— Это наш королевский долг – терпеть народные радости;
— Нет, это не принц, такое лицо на деньгах печатать не будут;
— Вот, когда все закончится, тогда и посмотрим, чем все закончилось…
Добрый, грустный, яркий, веселый спектакль.
Дамир Салимзянов, режиссер:
«Конечно, и я, и артисты, когда начинаем новую работу, понимаем, что спектакль посмотрят не только жители города Глазова, что это будут жители самых разных городов, критики, что мы будем иметь дело с образованной публикой. Мы, выпуская новый спектакль, думаем о том, что он должен иметь наше лицо, и определенное качество. В этом году мы посетили тренинги известного специалиста по комедиям Андрея Толшина. Остались в полном восторге. У многих моих актеров – свои студии, так что на мастер-классах они черпают новые знания и педагогический опыт, чтобы потом использовать у себя. ФТМГР – это наш главный фестиваль, в первую очередь из-за того, что артисты не варятся в своем соку в маленьком городке, где мы – единственный театр, а выходят в люди. Внутри города нас все любят и многое прощают. Когда мы выезжаем, то проверяем наши спектакли на другой публике. Потом важна насмотренность. Мы увозим с собой чужой опыт, обогащаем профессиональный багаж. И конечно, мастер-классы, тренинги нам крайне необходимы, у нас просто негде больше это взять. Мы увозим в Глазов немножко новых себя».
Нижневартовский городской драматический театр, (Ханты-Мансийский округ – Югра) привез спектакль по пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир». Режиссер-постановщик Татьяна Родина определила жанр спектакля как шутовская трагедия, приблизив далекое, теперь уже условное прошлое к нашим реалиям. Действие начинается обыденно знакомо – за накрытыми длинной скатертью (мантией) тремя, сдвинутыми столами, у блестящей новогодней елки собирается семья. На столе, разумеется, мандарины. Мужчины в свитерах, женщины в красивых вечерних платьях. Лир (Евгений Наумов) задумчиво берет в руки гитару: «Если у вас нету дома …», Счастливый отец трех дочерей готов разделить наследство немедленно, после того, как услышит, насколько сильно дочери его любят, и разделяет наглядно: три королевства – три стола. Кто из наследниц красноречивей объяснится в чувствах, тому и перепадет больше: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…». Как мы знаем, младшая дочь участвовать в дифирамбах не стала, король осерчал и начал свирепствовать, разыгралась кровавая трагедия, все кончилось плохо… для всех. Младшая дочь, изгнанная Корделия (Елизавета Шаханина), переодевается шутом. Между Гонерильей и Реганой (Ирина Харченко и Алена Михеева), превратившимися в настоящих ведьм, идет междоусобица, в ход идут даже шарики, подобные выдавленным глазам несчастного доверчивого Глостера (Сергей Лесков), рассыпавшимся повсюду, и ракетки для настольного тенниса, и отравленная упаковочная пленка. Шекспиру такое и присниться не могло.
Очень красиво поставлена сцена любовной страсти между Гонерильей (Ирина Харченко) и Эдмондом (Борис Шаханин). Зрители видят лишь фрагменты обнаженных конечностей, изящно демонстрируемые из-за ширмы (пластика – Ирина Харченко), но воображение легко дорисовывает остальное. Получилась некое взрывоопасное соединение жанров и текстов, трагедии и шутовства, эротического триллера и экшна. Обсуждения после спектакля были веселыми и бурными, впечатления – незабываемыми.
В спектакле участвуют: Михаил Дедерчук, Александр Лебедев, Евгений Стрельцов, Сергей Лесков, Владимир Ткаченко, Данил Федоров, Арина Артемова, Мария Бардина, Ангелина Жук, Айрик Майлян, Дмитрий Семененко.
Наталья Наумова, художественный руководитель Нижневартовского драматического театра:
«Всегда очень сложно показывать свою работу достаточно искушенным людям. На фестивале очень представительное жюри. Я всегда стараюсь быть на фестивалях театров малых городов, и всегда поражаюсь этой энергетике, этому умению воспринимать друг друга, своих коллег. Это всегда очень греет и вдохновляет. Как бы ни прошел сегодня спектакль, самое волнующее — потом, что скажет жюри. Пожалуй, как всегда, удивило гостеприимство принимающей стороны, и внимание друг к другу. На всех площадках – доброжелательная и праздничная атмосфера, именно такая должна быть на хорошем фестивале.
Знаете, у нас сейчас на заочном учится уже третье поколение артистов в Екатеринбургском театральном институте. Это их первый фестиваль. Наши актеры приехали сюда прямо с сессии, и сразу окунулись с головой в учебу. Каждый день с упоением рассказывают, какие интересные были занятия. Образовательная программа бесподобна и очень всем нужна. И актерское мастерство, и речь, и пластика, а еще, когда рядом с тобой учатся коллеги из других театров, и происходит такой обмен между молодежью и опытными артистами, это – очень хорошо. И фильмы прекрасные нам показывают, и спектакли. Все это нас подпитывает. Мы очень благодарны организаторам фестиваля, создающим такую питательную среду для участников».
Завершил конкурсную фестивальную программу спектакль Коми-Пермяцкого национального драматического театра им Горького (город Кудымкар, Пермский край) «Кукуй, кукушечка». Режиссер и автор инсценировки Дарья Левингер сочинила сказку о реальной жизни деревни Кукушка, вдохновившись личной встречей с самобытным коми-пермяцким коллективом на этнографическом фестивале в Петербурге. На севере Коми-Пермяцкого округа Пермского края есть деревня с красивым названием Кукушка, где уже более 40 лет существует фольклорный ансамбль «Кукушка». Основной его состав – это женщины, всю жизнь проживающие в деревне Кукушка, которых объединила любовь к народной песне, к традициям коми-пермяков. Эти женщины — живое, трепетное наследие коми-пермяцкого народа. Театру хотелось сохранить их мир, сценически задокументировать жизнь реальных людей в заповеднике коми-пермяцкого традиционного пения. Спектакль выглядит как музейная реконструкция: костюмы, ритуальные традиции, напевы. Для интересующихся фольклором – бесценная история.
В спектакле участвуют: Анастасия Утробина, Марина Рукавицына, Нина Голева, Татьяна Савельева, Алевтина Власова, Наталья Морозова, Галина Никитина, Александра Симонова, Анатолий Радостев, Василий Шипицын, Вера Чугайнова
Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М.Горького:
Мы участвуем в шестнадцатый раз в Фестивале театров малых городов. Мы открывали первый фестиваль в Москве спектаклем «Власть тьмы». Знаете, это уникальный фестиваль, на котором на всем его протяжении участники смотрят спектакли, учатся, взаимодействуют. Спасибо Евгению Витальевичу Миронову, что у нас есть такая возможность. Для артистов это необыкновенно важно. Мы участвуем во многих фестивалях, но этот для нас – самый главный, самый классный. Особый интерес вызывает образовательная программа. Было интересно и важно услышать о дизайне и маркетинге, как работать с соцсетями – для всех театров сегодня это очень важно. Город у нас маленький, театр один, мы должны постоянно совершенствоваться. Артисты с большим удовольствием посещали тренинги и мастер-классы по сценическому движению и речи.
Завершился Фестиваль торжественным награждением победителей, которых определило жюри ФТМГР во главе с режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Адольфом Шапиро.
Гран-при в номинации «Лучший спектакль большой формы» получила постановка «УЛ ӘЛЕ ӨЙЛӘНМӘГӘН ИДЕ\ НЕ БЫЛ ЖЕНАТ» режиссера Айдара Заббарова (Альметьевский татарский государственный драматический театр, Альметьевск, Республика Татарстан), в номинации «Лучший спектакль малой формы» победила постановка «Калечина-Малечина» режиссера Сойжин Жамбаловой (Няганский театр юного зрителя, Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Лауреаты в большой и малой формах по традиции будут представлять свои работы в Москве, на сцене Театра Наций.
Приз в номинации «Лучшая мужская роль» присужден Андрею Ковзелю за роль Сократа в спектакле «Платон» режиссера Максима Соколова Новокузнецкий драматический театр, Новокузнецк, Кемеровская область).
В номинации «Лучшая женская роль» приз получила Софья Белова за роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» режиссера Анатолия Праудина (Серовский театр драмы имени А. П. Чехова, Серов, Свердловская область).
Приза «Надежда» удостоен коллектив Камерного драматического театра «Доминанта» за спектакль «Тихий свет» режиссера Дмитрия Огородникова (Камерный драматический театр «Доминанта», Губаха, Пермский край). Дипломом Ассоциации театральных критиков за визуальное и музыкальное решение и высокую постановочную культуру награждён спектакль «Старик и море», режиссер Петр Незлученко (Новоуральский театр музыки, драмы и комедии, Новоуральск, Свердловская область).
Фото предоставлены
пресс-службой фестиваля