Когда истончится колода
До самых последних колец,
Нам станет обоим светло да
тепло наконец.
Демьян Кудрявцев
С лета все желающие могут стать участниками театральной игры-бала «Мистерии», рассказывающем о знаменитом аристократическом роде Юсуповых. Премьера спектакля прошла в жарком августе в Юсуповском дворце. Формат променада очень кстати пришелся и на петербургский сентябрь.
Покаемся: этот спектакль – исключительно развлекательное представление безо всякого психологизма. Играть его можно лишь в Юсуповском дворце. Если все сценическое действие перенести в иное помещение, атмосфера исчезнет.
Искать крови и новых страниц в биографии аристократической семьи здесь не нужно. Этот спектакль можно назвать «нетравматичной» историей о жизни Юсуповых. Без тех самых бодлеровских «подлинных праздников духа» или извращений героев Гюисманса – в искушениях и зависимостях. Текст легок и необременителен, как и сам жанр променада – кружево из мемуарных отрывков, дневниковых записей, писем.
Зрители поднимаются во флигель дворца, после короткого подобия бала им предлагается на выбор четыре сюжета – четыре визита: к Феликсу Юсупову, Татьяне Александровне Рибопьер-Юсуповой, Николаю Борисовичу, далекому предку Феликса и Ирине Александровне, супруге Феликса Феликсовича. Четыре пути ведут к двум началам мира – аполлоническому и дионисийскому. За второе отвечают мужчины рода Юсуповых, за первое – дамы. А зрителям визуально, а, изредка, и путем участия в игре, предоставлено постигать разницу двух принципов мироустройства.
Артисты подобраны гармонично. Особенно хочется отметить игру Владислава Глухова, исполнившего роль Феликса Юсупова. В черном фраке, с острым взглядом, актер даже внешне похож на своего демонического героя. Он – сам порок во плоти, словно герой Одоевского, завивает букли, пудрится и танцует до упада. Его предок Николай Борисович (Алексей Веретенников) – московский барин, приближенный Екатерины II, большой гедонист и любитель самых разных удовольствий. Татьяна Александровна (Алина Соколова) нежна и трепетна что по игре, что по наружности – супруга Николая Борисовича отличалась от своего избранника спокойствием и преданностью.
Супруга Феликса, Ирина Александровна (Маргарита Николаева), – благородство с совершенным знанием языков, изысканная стать и роковая страсть. Именно у нее с Феликсом Феликсовичем и вспыхнет притяжение противоположностей.
Ворожа над выбором карточки с именем персонажа, с которым проведешь этот день, плавно погружаешься в сам обряд мистерий. Драматург Владимир Хаунин вместе с режиссером Сергеем Паньковым и артистами очерчивает тему – все всегда амбивалентно. Впрочем, при всей очевидности приемов, постановка сохранит некоторую тайну. На этот спектакль можно ходить по несколько раз, сравнивая впечатления. Каждый раз они будут разниться в деталях.
Любой гость в этой игре – отчасти артист, а артист – зритель. И каждый ход зависит от всех участников. Каждый, даже самый скромный, как эпиграф к главе, – задает тон всему сюжету. Но все же зритель послушно следует подсказкам и указаниям артистов. Те, кто особенно жаждет прикоснуться к роскоши, становятся даже эпизодическими «марионетками». Мягко дергают таких за нить – и – ап! Поддаются же…
Слово – тоже реквизит. Одна из групп устраивает спиритический сеанс. Интимная таинственность и прерывистость дыхания в этот момент не возникают, из-за подчеркнутого стремления ее создать, сразу становится очевидной «ненастоящесть». За столом, в кругу сидят гости. В центре – магический шар. Актриса предлагает желающим задать вопрос духам. В ответ на «буду ли я счастлив», «удастся ли мне воплотить задуманное в жизни» из звуковых колонок поступают короткие ответы, а иногда – и словесный сумбур. Все-таки, есть такие вопросы, ответы на которые лучше не знать.
Весь спектакль утверждает, что слова «скука – вещь аристократическая» – не про эту семью. Она всегда была окружена драмой, метаниями между светом и тьмой, развратом и девственной чистотой. В маршруте Татьяны Александровны, например, короткими фрагментами рассказано о развитии их отношений с князем Николаем Борисовичем, о попытках достичь семейной идиллии. Это двойной драмспектакль. Вскоре начинается довольно длинная сцена с показом «игрищ», которые устраивались в домашнем театре Юсуповых. Некоторые группы не подозревают, что их ждет – люди проходят в зал и занимают места напротив друг друга. Пока занавес закрыт, можно заглянуть в оркестровую яму, возле которой, из-за зрительского любопытства, образуется очередь.
Особый антураж создает, конечно, сам интерьер дворца. Тут вам и буфетная при театре, с муляжами фруктов и сервизом, и витые лестницы, и сам домашний театр, и подобие «юсуповского перформанса», разыгранное самими гостями, и другие приметы барочного имения аристократов. От обилия роскоши кажется, что на глаза льют жидкое золото. И, судя по реакциям, у зрителей это вызывает восторг. Но больше праздничной ауры добавляют цыганские романсы (композитор Антон Горчаков), которые так любил исполнять сам Феликс Юсупов в кафе-шантанах и кабаре.
Сквозь все обилие фраков, бальных платьев, кринолинов, париков, чулок, корсетов, перчаток, шпаг пробраться к истории, погрузиться в нее не получается из-за отсутствия баланса и ритма. Спектакль прихрамывает: какие-то сцены весьма бодры, но другие кажутся рыхлыми и затянутыми. Короткое, пресное подобие кульминации, как последний вбитый гвоздь в крышку гроба, проступает лишь ближе к финалу – на дуэли Николая Юсупова, брата Феликса Феликсовича (Даниил Каширин) с Арвидом Монтейфейлем (Арсений Ермаков) за сердце Марины Гейден. Но зритель остается равнодушным к этой мелодраме. Разгорающееся пламя между Ириной и Феликсом также не содержит никакой «химии». За громкостью реплик, преувеличенными эмоциями – ничего, кроме подчеркнутой, аффектированной игры. Единственное, что вызывает хоть какую-то эмоцию, пусть это всего лишь иронический смешок – заключительная фраза одной из героинь: «А не желаете ли пи-пи, господа?», обращенная даже больше к гостям, а не к персонажам. И в этой простой фразе, как бы абсурдно и забавно это ни звучало, и обнаруживается цель всего действа – показать равенство персонажей-актеров со зрителями. Она произносится как бы между делом, чтобы «отбить» финал. Но в этот момент все золото превращается в пыль: слетает нарочитая роскошь, отпадает стремление прикоснуться к миру высшего света, исчезает восхищение излишествами — все, чем гостей окутывали все это время. Это, пожалуй, главная смысловая точка спектакля. Финал спектакля «целится» в счастье. В жизни у Феликса Юсупова и других членов его семьи было все, мягко говоря, непросто. Да и закончилось скорбно. Но, в этом постановщики правы, – иногда театр не обязан показывать только изнанку нашего мира-кошмара, а должен давать лишь повод для радости. Временной.
Фото Стаса Левшина