В сентябре 2024 года в Благовещенске работала группа режиссеров, педагогов и критиков в рамках выездной творческой Лаборатории Государственного Театра Наций. Поддержка театров в регионах традиционно входит в круг приоритетных задач Государственного Театра Наций под руководством н.а. России Евгения Миронова. Лаборатории – важная часть совместной программы Министерства культуры РФ, Государственного Театра Наций и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы».
Этот мобильный проект, жизненно важен для провинциальных театров, не обладающих достаточными ресурсами для обновления репертуарной политики. В Благовещенской Лаборатории, организованной Театром Наций, принимали участие театры Амурской области: Амурский областной ТЕАТР ДРАМЫ и Амурский областной ТЕАТР КУКОЛ.
Елена Носова, куратор Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного театра Наций:
«Лаборатория для каждого театра начинается с выбора пьес, по которым режиссеры будут ставить эскизы, впоследствии, возможно, будущие репертуарные спектакли. В Благовещенск приехали режиссеры, имеющие опыт работы главными режиссерами в других театрах. Поставленные за пять дней эскизы – не читка пьес. Многие артисты так вдохновляются, что успевают выучить текст роли и играют без текста в руках. Если показы пройдут успешно, спектакли понравятся зрителям, артистам и руководству театров, то театр после доработки возьмет их в репертуар».
В 1964 году начал свою работу Амурский областной театр кукол «Амурчонок» под управлением основателя театра Семена Богорада, ученика Сергея Образцова, поставившего первые спектакли «Капризка» и «Вредный витамин». В 1991 году Амурский театр кукол переехал в собственное помещение – бывшее здание областной филармонии.
Анна Федорова, директор Амурского театра кукол:
«Наш театр – старейший театр кукол на Дальнем Востоке. В 2024 г. – юбилейный 60-й театральный сезон. Театр кукол начинался с ширмы и куклы на палочке. Раньше артисты театра кукол были скрыты ширмой. Сейчас зрители знают и любят артистов. У нас в «Мертвых душах» Чичикова играет артист. Планшетными куклами также управляют артисты, нет ширмы, происходит разрыв шаблона. У нас в репертуаре – спектакли по классике: «Нос», «Мцыри», «Господа Скотинины» по «Недорослю» Фонфизина, «Оскар и розовая дама», «Огниво» и т.д. Любой эксперимент очень важен для театра. Лаборатория Театра Наций, которую проводит Евгений Миронов при поддержке Министерства культуры РФ – тоже эксперимент, невероятно значимый и почетный для нас. Обычно спектакли ставятся у нас, примерно, два месяца, а тут дается всего пять дней на выпуск готового эскиза».
Театр кукол, желая пополнить свой репертуар остросоциальной пьесой, остановил свой выбор на пьесе Александра Елизарова «Бэтмен».
Алексей Логачев, режиссер (Нижний Новгород):
«Всегда полезно поработать с новыми людьми: в разнообразии и есть радость жизни. Мне интересно ставить полноценный спектакль, по несколько месяцев, разбирая и репетируя во всех подробностях, и на лабораториях, выпуская эскиз за неделю. В экстремальных условиях в себе открываешь что-то новое».
Режиссер Алексей Логачев так профессионально и конструктивно разобрал пьесу «Бэтмен» с ее авторской рефлексией, воспоминаниями из детства, хаотичными диалогами и некоторой сумбурностью, что зрители, погрузившись в собственные переживания, испытали сильные эмоции, что является первым признаком хорошей постановки. Монологи главного героя (Елена Боковая), внутренние диалоги с отцом (Алексей Ларионов), который попадает в неприятную историю, достаточно трагические, поэтому режиссер, понимая, какие зрители приходят в театр кукол, сделал акцент на игре. Артисты принесли из дома советские игрушки. Сами герои: Мама (Анна Генерозова), Бабушка (Ольга Долгая), Медсестра (Оксана Амурина), Врач (Александр Корнилов), Подруга мамы (Наталья Косова) двигались точно куклы.
Чтобы осветлить страшную, по сути, историю, режиссер раскрасил ее в яркие позитивные цвета и добавил всему происходящему долю абсурда – так выглядят взрослые в глазах ребенка. В финале папа превратился в Бэтмена и всех спас. Обсуждение спектакля было бурным. Все вспомнили свои 90-е, оценили драматические образы героев, восхитились работой режиссера и артистов. Артисты кукольного детского театра вполне готовы к серьезным драматическим ролям.
Амурский областной театр драмы был первым театром на Дальнем Востоке. Любительские спектакли ставили в Благовещенске еще в 1860 году. В 1912 году появилась первая группа штатных артистов, в 1930-е гг. театр стал областным. Для постановки руководство театра выбрало пьесу «Два процента» Марии Баклановой и Марии Гладких.
Михаил Лебедев, режиссер (Санкт-Петербург): «Работа в Лаборатории очень активизирует, потому что, эскиз нужно сдать в сжатые сроки. Все аккумулируется, рождаются новые силы, приходят новые идеи. Я не ставлю себе задачу учить артистов, наоборот, мы вместе реализуем замысел драматурга и мой, как режиссера».
Показ эскиза по пьесе «Два процента» прошел с большим успехом. Несовершенство структуры текста, недостаточное прописывание персонажей, невнятное содержание режиссер Михаил Лебедев блистательно преодолел. К достоинствам пьесы можно отнести актуальную тему взаимоотношений ИИ и Человека. В театре эта тема еще не так освоена, как в кино. Световое оформление, придуманное режиссером, полностью заменило декорации. Получилось современно, атмосферно, убедительно. По сюжету, группа ненужных Земле людей была отправлена на Марс. Вместо имен – проценты, обозначающие КПД. У Пенсионерки (Ольга Зорина), Девушки (Марина Бурлакова), Особенного парня (Максим Червяков), Репера (Ян Демидов) – свои истории, которыми они делятся, как в обществе анонимных алкоголиков, аплодируя друг другу.
Продолжения у этих персонажей нет – драматурги про них забыли, зато есть две героини: Молодая ученая (Екатерина Мартынова) и Робот (Маргарита Метельская). Молодая ученая на Марсе собирает робота, которого учит всему, что знает сама. Поначалу робот считает людей бездельниками, в итоге, научившись любить, жалеет. Как только робот «очеловечивается», Земля отзывает его с Марса, но робот успевает на прощание заверить Ученую в том, что успех зависит не от машин, а принадлежит людям, как и любовь. Благодаря проникновенной игре Марины Бурлаковой и Екатерины Мартыновой, в зале у зрителей блестят глаза, и это дорогого стоит.
Вторым лабораторным эскизом в Амурском драматическом театре стал спектакль по пьесе Данилы Привалова «Довлатов. Анекдоты» в постановке Дениса Хусниярова.
Денис Хуснияров, режиссер (Санкт-Петербург):
«За плечами у меня несколько десятков лабораторий, только с Театром Наций я участвовал, примерно, в пятнадцати лабораториях. Невероятно интересно уехать так далеко от Центральной России, попасть на приграничную территорию с Китаем. Благовещенск – самобытный город, нам тут организовали экскурсию, познакомили с артефактами, с историей. Помимо интереса к месту проведения лаборатории, меня увлек сам материал: я еще не работал с прозой Довлатова, а в пьесе Привалова переплетено несколько произведений Довлатова, его автобиографические очерки. Хочется донести даже до тех, кто незнаком с творчеством Сергея Довлатова. Для артистов, кажется, это — тоже первый опыт. Артисты – прекрасные. Они никогда не участвовали в лабораториях, и то, как они энергично бросились в поиски, погрузились в неизвестное – очень ценно. Для нас ключевой идеей постановки стал поиск Довлатовым своего пристанища, которое он так и не нашел».
Пьеса Привалова – композиция фрагментов из разных сочинений Сергея Довлатова. Постановка густо населена персонажами, поэтому артистам в этом эскизе пришлось играть по несколько ролей. Получился некий экспресс-экзамен на профессионализм, который артисты Амурского театра драмы с блеском выдержали. Режиссер придумал сквозную объединяющую линию: в центре – радиостудия, где ведущий Сергей Довлатов (Юрий Егоров) рассказывает анекдоты и истории, связанные с героем пьесы Долматовым. Между мизансценами – световая отбивка: одни персонажи сменяются другими. Действие насыщено событиями, колоритными ситуациями, запоминающимися лицами. Публика живо реагирует. Амурские артисты играют сочно, ярко, видна прочная режиссерская конструкция. Артисты Елизавета Налетова, Семен Налетов, Екатерина Гордейчик, Ян Демидов, Юлия Мещерякова, Рина Бучарская, Роберт Салахов, Никита Жидовленко, Юрий Роголев, благодаря Лаборатории, попробовали себя в разных амплуа и теперь готовы к любым ролям. После показа состоялось оживленное обсуждение. Зрители задавали вопросы, делились своими впечатлениями, благодарили за доставленное удовольствие.
В работу творческой Лаборатории Театра Наций, помимо репетиций над эскизами, включена образовательная программа. Ежедневные тренинги с артистами благовещенских театров проводила Марина Гарсия Солано (Москва), педагог по сценической речи и мастерству актера; старший преподаватель кафедры сценической речи Московской театральной школы Олега Табакова; старший преподаватель Московского театрального колледжа имени Л. А. Филатова.
Марина Гарсия Солано (Москва):
«Здесь сильные артисты, желающие совершенствоваться. Город интересный, условия для работы хорошие, что, несомненно, привлекает в Амурскую область молодых артистов. Свою задачу вижу в том, чтобы подготовить артистов к репетициям, разогреть как речевой аппарат, так и все тело. Наши тренинги проходили активно и весело, ведь потом наступало время репетиций. Надеюсь, что говорить и звучать на сцене они будут чуть лучше, чем до наших тренингов».
В образовательной программе принимала участие Екатерина Морозова (Москва) – театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель курса (ГИТИС), старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Она прочитала лекцию на тему: «Тенденции развития российского театра». Завершилась Лаборатория показами полноценных эскизов: несмотря на то, что работа длилась всего пять дней, тексты были выучены, костюмы и декорации выбраны из готового подбора. После каждого спектакля проводилось голосование, показавшее, что зрители хотят видеть в репертуаре театра доработанные эскизы. Окончательное решение – за руководством театров.
Фото предоставлены автором