Союзом театральных деятелей России были анонсированы возможные изменения в формате Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Конференция, на которой будут обсуждаться предложения, пройдет в конце сентября.
Возможные изменения и актуальное значение Премии мы обсудили с Валерием Ворониным, председателем экспертного совета «Музыкальный театр» Премии «Золотая Маска» в сезоне 2023-2024, художественным руководителем и главным дирижером Астраханского государственного театра оперы и балета.
Валерий Владимирович, как строится работа экспертного совета «Музыкальный театр»? Много ли спектаклей удалось посмотреть и обсудить? Ваш личный «камертон» и критерии: что становится определяющим в решении поддержать тот или иной спектакль?
Наш экспертный совет приступил к работе 24 июня. В настоящий момент мы отсмотрели по видеозаписям около 60 спектаклей, провели 3 заседания, на которых подробно обсуждали каждый спектакль, и отобрали ряд работ для очного просмотра.
Сейчас уже начались очные просмотры, параллельно рассматриваются и вновь поступившие заявки. Надо сказать, что отличительной особенностью экспертного совета текущего сезона «Золотой Маски» стало то, что его состав значительно расширился относительно предыдущих лет, и в него вошли авторитетные, именитые деятели музыкального театра: практикующие музыканты, педагоги, дирижеры, режиссеры, хореографы, художники.
Что касается критериев отбора, мы очень тщательно обсуждаем каждую работу, все-таки это обоюдный труд, коллегиальный. Если говорить лично обо мне, то в первую очередь – это музыкальная составляющая, исполнительская, естественно, концепция режиссера, насколько она убедительна, талантлива, оригинальна и соответствует тому музыкальному материалу, который взят в основу. Например, если представлен классический балет, то насколько хореограф смог перенести хореографию, что балетмейстер внес своего и насколько это было технически безупречно.
В сезоне 2022-2023 Вы работали в составе жюри, в нынешнем – возглавляете экспертный совет. Как практический опыт, полученный в ином проектном статусе, Вам помогает сейчас?
Главное, что стоит отметить, – работа экспертного совета является основополагающей. Почему? Потому что жюри выбирает и рассматривает ту повестку, которая уже сформирована экспертным советом из всего многообразия музыкального театра. Формирование этого перечня является самым главным, очень ответственным, кропотливым этапом. Нужно отсмотреть большое количество видеозаписей, после – организовать просмотр отобранных спектаклей непосредственно на местах.
В этом году география театров, подавших заявку на конкурс, достаточно обширна: начиная от Владивостока, Якутска, Хабаровска, Красноярска, Новосибирска, до регионов центральной России – Самары, Санкт-Петербурга, Волгограда, Йошкар-Олы и. т. д. Благодаря такой богатой палитре совершенно разных театров и спектаклей мы можем наблюдать тенденции и процессы, происходящие в музыкальных театрах России в целом. С уверенностью можно утверждать, что это так.
В чем, на Ваш взгляд, главная задача, потенциал и перспективы обновленной «Золотой маски»?
Обновление формата Премии предусматривает, прежде всего, внесение изменений в положение о Фестивале и Премии – наш основной документ. В настоящее время эта работа продолжается, создана рабочая группа. Скоро будет опубликован обновленный текст, и мы на практике поймем, какой «Золотая Маска» будет в дальнейшем.
Мы надеемся, что некоторое ужесточение требований к заявке увеличит степень ответственности для театров и их учредителей, отделений Союза театральных деятелей России в регионах и других участников процесса, потребует еще большей концентрации и консолидации их усилий ради стоящих перед нами целей.
«Золотая Маска» – профессиональная награда, присуждаемая за высокие художественные достижения. «Профессионалы – профессионалам», – так сформулирован ее принцип. Мое мнение таково, что государственная политика предъявляет высокие профессиональные и моральные требования к тем, кто претворяет в жизнь этот проект. Учитывая, что «Маска» имеет «национальный» статус, хотел бы привести слова Председателя СТД РФ и Президента Премии и Фестиваля Владимира Машкова, который обозначил главную задачу обновленной «Золотой Маски» – восстановление доверия со стороны профессионального сообщества. Также считаю очень актуальной и полностью поддерживаю инициативу Владимира Львовича о выделении отдельной площадки для проведения «Золотой Маски».
Могут ли театры еще успеть оформить и подать заявку на участие в конкурсе сезона 2023-2024?
Да, Секретариатом Союза театральных деятелей РФ принято решение о продлении заявочной кампании. У театров есть возможность подать заявки на участие в «Золотой Маске» до 30 сентября текущего года.
Фото предоставлены пресс-службой СТД РФ,
а также пресс-службой Премии «Золотая Маска»