В июне 2024 года в столице Башкортостана городе Уфа прошел XXI Фестиваль театров малых городов России, организованный Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, благотворительного Фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», Министерства культуры республики Башкортостан, Администрации города Уфа.
В конкурсном показе приняли участие 16 лучших спектаклей большой (6 спектаклей) и малой формы (10 спектаклей) из 16 российских городов, отобранных экспертным советом Фестиваля: Альметьевск и Нижневартовск, Кудымкар и Губаха, Канск и Березники, Стерлитамак и Новоуральск, Серов и Нягань, Прокопьевск и Великие Луки, Братск и Глазов.
Новоуральский Театр музыки, драмы и комедии (Свердловская область)
Режиссер Петр Незлученко, вдохновленный инсценировкой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» драматургом Светланой Баженовой и композитором Сергеем Сириным, сочинил необычную саунд-драму в жанре «оперного эмбиента». С первых минут спектакля зрители погрузились в объемную полифоническую атмосферу, наполненную шумом моря, криками морских птиц, пением китов и другими характерными звуками. Голоса актрис (Елена Ливенцова, Екатерина Лапшина, Елена Кузнецова, Мария Костюхина, Ия Болотова, Анна Костарева, Юлия Черепанова, Наталья Филимонова) — нежные и резкие, волнующие и влекущие, тревожные и успокаивающие, необычным вокализом передают звучание необычного оркестра.
Внимание зрителей сосредоточено на двух героях повествования — Старик (Евгений Недокушев) и Мальчик (Татьяна Бердникова). Рассказ ведется от лица Мальчика, которого Старик когда-то терпеливо учил ловить рыбу. Мальчик прибегает к измученному, изможденному Старику, который едва не погиб в схватке с невиданной рыбиной, которая неожиданно попала на крючок. Три дня длилась схватка в море, Рыбину намертво прицепленную к лодке, до самого остова обглодали акулы. Старику осталась лишь огромная голова. Мальчик пытается выведать у Рыбы подробности трагического происшествия, рассказать о котором Старик не хочет из гордости. Тогда Мальчик нетерпеливо допрашивает рыбью голову (Евгений Недокушев), чтобы представить, как же все было на самом деле. Он переживает ту же боль, испытывает ту же радость победы и горечь поражения, что и Старик. Лицо старика и голову невиданной рыбы, ведущих диалог с Мальчиком, можно рассмотреть на видеопроекции. Экраны с четырех сторон закрывают куб, внутри которого сидит Старик. На обсуждении спектакля критики отметили интересную работу художника — постановщика Евгения Лемешонка, а также художника по свету Сергея Москалюка и видеорежиссера Дмитрия Першакова.
Петр Незлученко, режиссер:
«На этот спектакль я прибыл в качестве двойного агента: как режиссер театра Новоуральской драмы и как артист Березниковского драматического театра — огромная двойная радость и ответственность, ведь каждый год волнуешься: попадешь на ФТМГР или нет, ужасно не хочется пропускать ни одного фестиваля. Фестиваль театров малых городов невероятно важен для всех нас. С огромным волнением ждем, когда выйдет афиша, чтобы увидеть себя в списке участников.
Каждый раз, пускаясь в «плавание» с другим коллективом, нервничаешь: срастется – не срастется, получится ли любовь. С Новоуральским театром почти сразу все сложилось. Мы почувствовали и поняли друг друга. Было всего три недели на постановку. Ребята сразу все схватили, и все получилось».
Прокопьевский драматический театр показал спектакль режиссера Дмитрия Акриша «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга. Это история о женщине, которая не может найти свою любовь. Спектакль рассказывает о невозможности любви, о вечном поиске любви и счастья и несоответствии представлений о них женщин и мужчин.
В постановке Дмитрия Акриша существуют две параллели: мир молодых (Жан — Гоча Путкарадзе, Кристина — Александра Булатова и Фрекен Жюли — Ольга Гардер) и мир тех же героев, только состарившихся (Жан — Анатолий Коротицкий. Кристина — Алевтина Серебрякова, Фрекен Жюли – Татьяна Бессчастнова). Каждого героя играют два актера, создавая временной объем своих персонажей. Спектакль «Фрекен Жюли» вырос из режиссерской лаборатории «Эксперимент 123: Неизвестная классика известных классиков», проходившей в ноябре 2021 года.
Ольга Гардер, исполнительница роли Фрекен Жюли:
«Фестиваль, как всегда, прекрасен. На фестивале всегда насыщенная, в этом году даже перенасыщенная программа. Очень здорово, что мы все дни можем видеть работы своих коллег, а также учиться. В этом отличие ФТМГР от других фестивалей, куда мы обычно приезжаем только на один день показа. Мы почти всех уже знаем, хотя в этом году появились новые для нас участники. Фестиваль никогда не обманывает наших надежд. Он такой домашний и в то же время такой представительный. Радует, что в Уфе тепло, это такое счастливое начало лета.- Наш спектакль вырос из лаборатории, но появился на свет не сразу. Прошло полтора года, пока мы приступили к репетициям. Сложности были в том, что с режиссером мы репетировали он-лайн. Голос режиссера шел из колонки, и мы отвечали той же колонке, это было даже забавно.
Фестивальная публика – очень понимающая, сопереживающая, ведь пьеса Стриндберга серьезная, достаточно тяжелая для восприятия, так что непросто было не только нам, но и зрителям, но зрители были прекрасны.
Я желаю фестивалю много-много-много лет существования. Это невероятное соединение творческих людей».
Новокузнецкий драматический театр (Кемеровская область) представил спектакль малой формы «Платон» по пьесе Алексея Житковского в постановке режиссера Максима Соколова. Спектакль состоит из двух частей. В первой части в полной темноте прозвучали слова о том, что «масштаб человеческой жизни – это одна восьмая доля секунды на фоне зарождения Вселенной пятнадцать миллионов лет назад». На этом первое действие закончилось. Во втором действии создатели спектакля пообещал рассказать «миф о том, что нас ждет после». Театр предпринял попытку представить на суд зрителей античную трагедию на современный манер.
Платон был учеником Сократа и восхищался своим учителем. Сократ стал действующим лицом многих текстов из знаменитых тетралогий платоновских «Диалогов». До конца до сих пор не изучен вопрос, каким был Сократ на самом деле. Однако точно известно, что он разделил философию на «до» и «после». До него философы говорили о космосе, после – о внутреннем мире человека. Спектакль предлагает отправиться во внутренний космос. В спектакле также используются тексты пьесы Сэмюэла Беккета «Дыхание», киносценария Алексея Балабанова «Брат», фильма Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием»
Художник Анастасия Юдина вывесила над участниками «хора», поставленными в ряд на некое подобие котурнов (жесткие ботинки, закрепленные на полу), покачивающиеся камни. Люди под ними тоже качаются, склоняясь чуть не до земли. Это — сограждане, осуждающие знаменитого философа и доведшие его до суда. Главный герой спектакля «Платон» – Сократ, сидя в центре на огромном камне, вынужден парировать обвинения, брошенные ему в лицо. Босые свободные ноги философа противопоставлены закованным и прижатым к земле ступням его оппонентов. Суд обвиняет Сократа в развращении учеников, в оскорблении богов. Что, нет других проблем? Десять лет войны, разруха – отвечает Сократ и оправдываться не собирается. Он не боится смерти. Зная о приговоре, спокойно ведет философские споры о том, что такое благочестие. Как страшно звучат сегодня слова Сократа о том, что демократия плохо работает, что можно большинством голосом казнить любого невинного человека, убрать его из общества. Убедительная работа актера Андрея Ковзеля.
Максим Соколов, режиссер спектакля:
«За полгода до репетиций мы начали готовиться вместе с драматургом и с художником, потом репетировали с артистами полтора месяца. Материал сложный, это же не просто пьеса, а Платон – нужно понимать, о чем ты говоришь.
Мне говорили, что в театре есть зрители, которые ходят по четыре раза на этот спектакль. Интересно, что на «Платона» приходит много мужчин, хотя большую часть публики обычно составляют женщины.
Наш спектакль физически сложный, поэтому работа с артистами была очень индивидуальной. Кто-то легко встал и «полетел», а кому-то пришлось потренироваться. Но на репетицию пришла директор театра и показала всем артистам пример. Тут надо сказать, что здесь важно понять, зачем и почему такие сложности. Когда артист понимает глубже, чем на физическом уровне, ему удается решить любую актерскую задачу».
Государственный русский драматический театр города Стерлитамак (Республика Башкортостан) привез на фестиваль спектакль большой формы «Гроза» по пьесе Александра Островского. Самая известная пьеса Александра Островского в постановке режиссера Юрия Печенежского звучит свежо и современно, в то же время сохраняя мелодичность классического текста. Это история конфликтов несвободы и воли, ненависти и страсти, зависимости и власти. История — притча запретной, но такой страстной любви, что за нее можно и жизнь отдать.
Безвоздушное пространство, точно, тюремный двор, из которого нет выхода – так лаконично, сценографически точно выстроил место действия художник-постановщик – Фемистокл Атмадзас. Все окружены глухим деревянным забором, посреди двора – высохшее дерево познания. В этом «темном царстве» нет жизни ни людям, ни растениям, ничему живому. Юная лучистая Катерина (Юлия Карташова), попав сюда, заведомо обречена. Бесполезно и бессмысленно она стучится в глухую стену. Выхода нет. Обречен и бессилен Тихон (Радик Галиуллин), безвольно покоящийся, точно малое дитя, на коленях у властной диковатой маменьки (Светлана Гиниятуллина).
В финале, решив покончить с этой постылой жизнью, Катерина по-христиански прощает и обнимает всех. Исчезает тихо, оставляя каждого наедине с собой.
Юрий Печенежский, режиссер спектакля:
«Я волновался, было несколько накладок, но они прошли незаметно для публики. Нам повезло: художник нашего спектакля Максим Бирюков работате здесь на фестивале, и он сделал нам ту же световую программу, что очень помогло нам визуально.
У меня очень много работы, я не успеваю, к сожалению, поучаствовать в мастер-классах, но все спектакли смотрю. И я считаю, что неформальный статус региональной Золотой маски ФТМГР имеет заслуженно уровень спектаклей здесь очень высокий, я не про свой, конечно. Попасть сюда в один ряд со спектаклями такого уровня очень почетно».
Няганский театр юного зрителя (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) показал спектакль «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой. Автор инсценировки и режиссер – Сойжин Жамбалова.
«Калечина–Малечина» — история про «невыросшую», как сама себя называет девочка Катя (Мария Васильева). Катя — обычный угловатый подросток, ей потоянно «хочется, то плакать, то драться». Родителям не до нее: они выясняют отношения. Отец с дочерью слишком строг, а мама, хоть и защищает, но зато постоянно заставляет расчесывать и заплетать в косу непослушные волосы, что Катю просто достало. В школе ее травят, игнорируют – уж слишком она дерзка, угловата, да и ростом не вышла. Лучшая подруга Лара (Анастасия Крепкина) внезапно предает Катю, ибо новый интерес к мальчикам оказался значительней старой дружбы. Учительница Вероника Евгеньевна — очень узнаваемый образ. Она одновременно смешная и страшная (Анастасия Исайчик), она придирается к Кате и грозится перевести в другой класс. Удивительно, насколько точно актриса Мария Васильева передает чувство смятения своей колючей, живой, дерзкой героини, всерьез страдающей от одиночества и непонимания. Катя, то рассказывает, обращаясь прямо в зал, какая невыносимая мука – ее жизнь, то снова влетает в очередную мизансцену — при этом в обоих ипостасях органична и трогательна. Спектакль попадает в каждого, ведь все мы были когда-то «невыросшими», все переживали непонимание, «нелюбовь» взрослых или ровесников. Вполне уместно текст Евгении Некрасовой иногда перебивается откровенными признаниями артистов о собственном детстве, о трудном жизненном опыте. Этот вербатим рассекает ткань спектакля, оставляя чувствительные прорехи в сердце зрителя, а потом снова обстоятельства действие уносят нас дальше, к финалу.
Наступает страшный момент полного отчаяния, когда Катя собирается покончить с «Катицей-колошматицей», и тут на помощь приходит Кикимора (Юлия Баранова) – какое-то неописуемое сказочное существо. Только волшебной силой и можно восстановить справедливость: вернуть украденные деньги, наказать трусов и подлецов. Режиссер не дает залу опомниться: только что зрители смеялись Катиным рассказам, а вот уже смахивают сочувственные слезы.
В постановке Сойжин Жамбаловой артисты работают без микрофонов, за что – отдельная благодарность от педагога Марии Зайковой и, разумеется, от всех зрителей.
Сценическое пространство оформлено художником Надей Скомороховой – в унылых бетонных заборах с минимальным добавлением бытовых предметов неожиданно легко представить квартиру или двор дома, школьный класс или родительскую дачу.
Композитор – Дахалэ Жамбалов. Хореограф – Мария Сиукаева. Художник по свету – Тарас Михалевский. Видеохудожник – Дмитрий Мартынов
Мария Васильева, исполнительница главной роли:
«Мы были потрясены приемом. Не ожидали, что так повезет с площадкой. Здесь у нас был прекрасный видеопроектор, такие технические возможности, каких дома нет. Мы на репетиции сами любовались светом и звуком. Был слышен каждый шепот. Зритель у нас был прекрасный, отзывался на все шутки, важно, что это театральный зритель, что подкупает вдвойне и вдвойне приятно».
Канский драматический театр (Красноярский край) представил Песенную притчу «О Старике, Старухе и Золотой рыбке» по мотивам сказки А. С. Пушкина в постановке режиссера Анастасии Неупокоевой.
Спектакль «О Старике, Старухе и Золотой рыбке» – это попытка исследования своих корней, культурного кода, соединения фольклора с пушкинским текстом, это новый взгляд на хорошо знакомую с детства историю про старика, который закинул невод в море и выловил олотую рыбку. Чем все закончилось, мы знаем, а вот с чего началось?
Создатели спектакля начали с того момента, как познакомились Старик со Старухой, полюбили друг друга, поженились и прожили свои тридцать лет и три года.
Какие они пели песни, пряли, вышивали, что покупали на ярмарках. И как получилось, что, несмотря на испытания, выпавшие на их век, они сумели сохранить свою семью?
В лаконичных декорациях создан самобытный мир времен Арины Родионовны, наполненный русскими народными песнями, календарными обрядами, хороводами. Это история о любви, предательстве и прощении.
Директор Канского драматического театра Вера Сазонова:
«Фестиваль — это радость встречи и волнения, конечно, потому что есть конкурс. Фестиваль славится большим профессиональным сообществом. Это всегда большая и разнообразная афиша. Спектакли отличаются и по форме, по содержанию. Очень много режиссеров, которые на любом другом фестивале могли даже не встретиться в силу тематики. А здесь темы самые разные, и это особенно интересно. В финале дня, когда поздно ночью идет обсуждение спектаклей, все этого ждут с нетерпением. Очень полезно смотреть и сравнивать свой репертуар с афишами других театров. Руководителям театра полезно смотреть работы других режиссеров, чтобы понимать, кого пригласить к себе на постановку. Мы общаемся и с другими режиссерами, которые с большим интересом приезжают на фестиваль в качестве простых зрителей».
Альметьевский татарский государственный драматический театр участвовал в конкурсном показе со спектаклем «Не был женат!» по одноименной повести Гаяза Исхаки. Режиссер и сценограф – Айдар Заббаров. Драматургия спектакля включает не только повесть, но и документальные истории, в основе которых — интервью с реальными людьми, поднимает важные и острые темы межнациональных браков, национального менталитета и религиозных установок.
Авторы спектакля «Не был женат» интерпретируют разные взгляды на любовь и семью, и с общечеловеческих позиций, и с позиций христианства и ислама. Проповедям муллы и священника в спектакле публика внимала, словно присутствовала в мечети или в церкви.
Спектакль Айдара Заббарова – настоящая семейная сага, хотя семья у главных героев так и не сложилась. История их любви началась со знакомства в театре, ну а где еще могут познакомиться одинокие интеллигентные люди. Сначала возник просто интерес, взаимная симпатия, но оказалось, что пути их скрестились надолго, и, как не сопротивлялся, не пугался своего запретного влечения к русской женщине Шамси (Айрат Мифтахо), не устоял он перед деликатностью и заботой нежной Анны (Миляуша Юзаева). Родители хотели, чтобы он стал муллой, воспитывали соответствующим образом, но единственное, что он хорошо усвоил: жениться он должен только на татарке.
Место действия представляет собой приподнятую, слегка наклоненную платформу, на которой сменяются адреса и разворачиваются события. Режиссер умело двумя-тремя деталями на планшете сцены рисует всю географию мизансцен (художник по свету – Ольга Окулова): родная деревня Шамси с мелодичными и зычными татарскими песнями, топотом ржанием сноровистых кобылиц, банками кумыса и меда, которыми лечат все болезни; холодный чопорный Петербург, в котором даже летом не обойтись без плаща; финское побережье с домиками, сауной, ухой и огромной постелью, которая сама подтолкнула героев в объятия друг друга — очень остроумное решение с шелковистой тканью — простыней, ползущей вместе со спящей Анной в объятия Шамси; та же ткань исполняет роль реки.
Весь спектакль ломаешь голову над тем, какой нормальный мужчина может отказаться от кроткой лучистой, такой уютной и домашней женщины в пользу каких-то религиозных правил. Уморительны эпизоды, когда герой перебирает десятки фотографий татарских невест, даже советуется с все понимающей и принимающей Анной и никак не может решиться, поскольку выбор им давно сделан, но, увы, невозможен. Гомерически смешная сцена вечеринки в татарском молодежном клубе, куда татары, проживающие в Питере, приходят для поиска своей второй половины.
Альметьевский театр терпеливо и доходчиво разъясняет нерушимость традиций, которую нельзя не уважать. Артисты этого театра умеют все делать органично: петь и плакать, смеяться и танцевать, им по плечу комедия и трагедия, они обладают уникальной пластикой (пластическое оформление – Софья Гуржиева).
Фарида Исмагилова, директор Альметьевского театра:
«Это наш самый любимый, самый ожидаемый, самый главный фестиваль года, хотя мы участвуем во многих фестивалях. Мы к нему готовимся. Важно, что на фестивале много режиссеров, они принимают участие в обсуждениях, выслушивают критические замечания. В этому году появилось больше спектаклей малых форм. Изменился состав жюри. Мы гордимся, что мы — десятикратные участники фестиваля малых городов, причем мы четырежды завоевывали Гран-при фестиваля. Нам теперь так трудно: ведь нельзя плохо показаться, а ведь хочется каких-то призов».
«Камерный драматический театр «Доминанта Губаха» (Пермский край) привез на фестиваль спектакль «Тихий свет» по пьесе Романа Козырчикова в постановке режиссера Дмитрия Огородникова. История о несчастных людях, которые бессмысленно застряли в «бермудском треугольнике» русской хтони, в которой выжить удается не каждому.
Семья из четырех человек: Тамара (Юлия Трапикас), Валя (Василий Цаплин), сестра Тамары и жена Вали Людмила (Татьяна Мальцева) и Нина, мать Вали (Елена Шантарай) бесконечно торчит за столом – на память приходит сцена безумного чаепития из «Алисы в стране чудес». Пока герои пьют, ругаются, выясняют отношения, отпущенные годы проходят мимо. В нависшей духоте чувствуется приближение грозы, и сердце сжимается от дурного предчувствия.
Одинокая кроткая Тамара оправдывает и жалеет всех подряд: грубую сестру, своих равнодушных детей, давно уехавших и забывших про мать, не звонят, не пишут и на письма не отвечают. Тамара – блаженная, странненькая, но очень притягательная. Жалеет чужого мужика, чья жизнь свелась к стакану водки под музыку из радиоприемника. Отмахиваясь от диктата Людмилы, Тамара рассуждает о душе, о боге – где-то в интернете вычитала о кальвинистах. Людмила читает фейсбук и бесится: у кого-то там обед стоит пять тысяч рублей, а у нее муж — алкоголик и свекровь раздражает, глаза б не видели. Свекровь у Елены Шантарай вышло дико забавной: как она немедленно комментирует слова невестки («я тоже хочу в фейсбук») и, как ни в чем не бывало, утыкается в миску, которую швыряет невестка. Иногда Нина взбрыкивает и тоже швыряет свою ложку, куда подальше, устремив взгляд в пустоту, а после, когда миролюбивая Тамара подает другую ложку, продолжает безостановочно долго жевать.
В то же самое время в деревне происходит страшное: безобидного дурачка Миколку (Андрей Щеголев), в котором явно теплится искра божья, злые девки (Ксения Спиридонова, Мария Поздеева) изводят, со свету сживают. А когда сживают, матери его Хромоножке (Мария Салихова) только и остается, что зажечь неяркий огонь, который несет в темноте тихий свет.
Дмитрий Огородников, режиссер спектакля:
«Я впервые на фестивале. Театр ужеприезжал на ФТМГР, а я в первый раз. Здесь очень интересно. Все довольны тем, какая тут четкая организация монтажа, монтировки, какая прекрасная организация внутреннего процесса подготовки к спектаклю, это – важно, ведь во всех театрах – другие сцены, декорации могут не так разместиться, как дома, но все вопросы тут решаются быстро и качественно. В программу отобраны сильные спектакли, смотреть интересно. Громадное впечатление на всех нас вчера произвел спектакль «Калечина-Малечина».
Мне кажется замечательным и самым важным на таком большом театральном фестивале – контент и общение. Не каждый день можно встретиться в одном месте, познакомиться с таким количеством замечательных режиссеров и артистов. Здесь есть возможность между спектаклями поговорить, обсудить, наладить контакт».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ….