25 и 26 июля 2024 в НОВАТе состоится премьера оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Зритель увидит уникальную трактовку классического шедевра от главного режиссера театра Вячеслава Стародубцева. В качестве художника по костюмам приглашен Сергей Пугачев, известный российский художник-модельер, арт-директор и художник по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова.
В костюмах к постановке, опираясь на свое видение эпохи и на видение общей картины режиссером, Сергей Пугачев остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса. Зритель увидит здесь и уникальные костюмы, с одной стороны – оммаж эпохе, с другой – актуальные, созвучные его эстетическому визуальному опыту; стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним.
Рассказывает художник:
«Когда главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев предложил мне стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто», я сразу ответил, что с огромным удовольствием стану частью команды создателей. Для меня это был интересный вызов – как рассказать известнейшею историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, чтобы заинтересовать публику, но сохранить уважение к классике.
«Маэстро итальянской революции» создавал свой шедевр в 1850–1851 годах, но события пьесы «Король забавляется» Гюго, которая легла в основу либретто, происходят в начале шестнадцатого века.
Было очевидным, что костюмы должны отражать эпоху позднего Ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Опираясь прежде всего на видение общей картины режиссером и на значение самого термина (франц. renaissance, от лат. renasci – рождаться заново, возрождаться), я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне как всегда были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой многолетний опыт художника-модельера. Прилетев впервые в Новосибирск и подойдя к театру, я внезапно остановил взгляд на кованых воротах с изысканно-строгим узором. Я вспомнил свои прогулки по усадьбам и классическим дворцово-парковым комплексам в Европе, то эстетическое наслаждение, которое получал, смотря на благоухающий сад сквозь диковинные кованые вензели. Мне захотелось перенести эти чувства и состояние в узоры на костюмах. Это и стало отправной точкой. Лейтмотивом линий в костюмах моего нового прочтения стали неоклассическая геометрия, стиль, роскошь образов эпохи Возрождения, симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игра контрастов, сочная цветовая гамма, богатая ручная расшивка.
Действие оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из которых своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование образа выразилось в использовании линий высокой моды. Костюмы созданы из благородных материалов: бархат, жаккард, парча, шелковый креп, тафта, вуаль, шелк. Для богатой, но деликатной ручной расшивки костюмов использовались муранское стекло, стразы, цветные ювелирные камни, жемчуг, крученый декоративный шнур».