18 мая в Музее МХАТ состоялось открытие выставки, посвященной драматургии А.С. Пушкина и ее сценической судьбе в Московском Художественном театре. Экспозиция приурочена к 225-летию со дня рождения великого поэта.
Накануне празднования юбилейной даты со дня рождения А.С. Пушкина Музей МХАТ обратился к той грани таланта Пушкина, которая обычно остается в тени. Многие знают Пушкина как поэта, писателя, но не все знакомы с его драматургией и той ролью, которую она сыграла в развитии русского театра.
Вопрос о сценичности/ несценичности драматургии А.С. Пушкина поднимался уже во время первых постановок и до сих пор остается открытым. Сам автор оставил немногочисленные высказывания о своих драматических сочинениях, а исследования пушкиноведов касаются, скорее, литературной стороны пьес и почти не раскрывают зрелищную природу театральных текстов А.С. Пушкина. Выставка Музея МХАТ расскажет о сценической судьбе драматических произведений А.С. Пушкина в Московском Художественном театре и о спектаклях, поставленных о жизни и творчестве великого автора.
Впервые Художественный театр обратился к произведениям А.С. Пушкина в 1907 году – это была драма «Борис Годунов» в постановке Вл.И. Немировича-Данченко и В.В. Лужского, художником выступил В.А. Симов.
В 1915 году приступили к постановке пушкинских «Маленьких трагедий». Режиссировали цикл коротких драматических пьес А.С. Пушкина, задуманный во время Болдинской осени, сами основатели Московского Художественного театра – Вл.И. Немирович-Данченко («Пир во время чумы», «Каменный гость») и К.С. Станиславский («Моцарт и Сальери»), но в итоге афишу в качестве режиссера и художника единолично подписал Александр Бенуа. Его руководство постановкой не было номинальным, так как именно ему принадлежала идея объединить пьесы в трилогию, чтобы рассказать зрителям о том, «как борется человеческая душа с Богом, как борется она с другими душами, как побеждает их и как в конце концов оказывается безнадёжно проклятой, погибшей».
В 1994 году вновь Художественный театр обратился к «Борису Годунову» – произведению, созвучному историческому моменту, который поражал сходством с эпохой царя Бориса Годунова. Россия, повернувшая к демократии, погружалась в смутное время. Весь исторический фон своего спектакля режиссер О.Н. Ефремов отдал постановочной части: художнику-сценографу Б.А. Мессереру, художнику по костюмам Т.С. Глебовой и режиссеру по пластике С.М. Векслеру. Сценограф использовал изощренную машинерию сцены: двигались фрагменты пола, на которых возникали те или иные сцены, на подвесных спускающихся с колосников экранах возникали ремарки, обозначавшие время и место действия каждой сцены, а над подмостками выводились цветные проекции летописных рисунков. Т.С. Глебова создала костюмы, стилизованные по цветам и покрою одежды начала XVII века.
Выставка расскажет и еще об одной (неосуществленной) постановке «Бориса Годунова» Вл.И. Немировича-Данченко с неповторимыми эскизами И.М. Рабиновича, одного из знаковых художников эпохи авангарда, чьи эскизы редко экспонируются. У посетителей выставки будет возможность увидеть большое количество эскизов театрального художника-авангардиста с мировым именем.
Также выставка расскажет о спектаклях Московского Художественного театра, действие которых разворачивалось вокруг фигуры самого Александра Сергеевича Пушкина: «Последние дни» (1943) и «Медная бабушка» (1975). Эскизы декораций П. В. Вильямса к спектаклю «Последние дни» – одно из самых выдающихся творений художника на театральной сцене.
На выставке будут представлены эскизы декораций, костюмы, макеты спектаклей по произведениям А.С. Пушкина. Все эти предметы экспозиции расскажут о том, как герои произведений А.С. Пушкина оживали на сцене Московского Художественного театра в разные годы – с момента создания театра до наших дней
Выставка проходит до 23 июня по адресу Камергерский переулок, д. 3с1