Три месяца продолжался Второй Фестиваль Новой Клоунады, завершившийся 19 апреля грандиозным показом номеров, ставших творческим итогом всего мероприятия. Проект реализован Новым Русским Цирком при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основная задача, стоявшая перед организаторами и участниками – возрождение искусства отечественной клоунады и выведение ее на качественно новый уровень. А также создание нового «лица» национального юмора, клоуна, который станет культурным символом и инфлюенсером для молодежи.
Работа была разбита на несколько частей. Основная часть Фестиваля, Лаборатория – это мастер-классы, лекции, тренинги теоретиков и практиков театрального и циркового искусства. Драматурги, режиссеры театра, хореографы, композиторы, художники по костюму и гриму, артисты трудились плечом к плечу, обмениваясь бесценным опытом, примеряя новые маски, создавая репризы. Такой симбиоз профессионалов стал абсолютно уникальным для отечественной клоунады.
«Второй Фестиваль Новой Клоунады и предшествующая ему Лаборатория для меня случились яркими, добрыми и исключительно приятными. Образовательный блок вели мудрые и опытные педагоги. А дальше мне очень повезло – я стал членом команды режиссера Евы Валиевой. Даже удивительно, насколько мы совпали по оттенкам юмора, отношению к жизни и творчеству, и все это вылилось в прекрасный результат», — рассказал драматург и участник Фестиваля Константин Федоров.
Параллельно драматические артисты, участники Мастерской Новой Клоунады, на практических занятиях осваивали непривычные для них формы циркового искусства с элементами эксцентрики и акробатики.
«Организаторы во второй раз убедились, что привлечение театральных деятелей к работе с клоунами позволяет создавать удивительные маски и репертуар. В результате мы даем новую жизнь такому важному и интересному направлению, как клоунада. Работа будет продолжена, и надеемся, что впоследствии Фестиваль станет еще масштабнее и вдохнет новую жизнь в любимый всеми жанр», – отметила Елизавета Гамбург, автор и основатель Фестиваля Новой Клоунады.
Кульминация этого титанического труда – финальный показ на сцене «Москонцерт Холла», ГБУК «Москонцерт» стал генеральным партнером Фестиваля.
Почетный гость Фестиваля народный артист РФ Евгений Миронов подготовил специальный приз. В состав жюри, под председательством заслуженного артиста России Андрея Шарнина, вошли: Елизавета Гамбург – автор и основатель Фестиваля Новой Клоунады, генеральный и креативный директор Нового Русского Цирка; Юрий Квятковский – театральный и цирковой режиссер; Наталья Табачникова – театральный критик и театровед; Сергей Давыдов – клоун, актер, режиссер; Андрей Фомин – актер театра и кино, продюсер; Сергей Дружко – актер, телеведущий; Андрей Кислицин – клоун, актер-комик Cirque du Soleil.
Артисты продемонстрировали все, чему научились за три месяца. Звук, свет, постановка, костюмы, хореография, актерская игра – все было исполнено на самом высоком уровне и подарило зрителям мощнейшие эмоции. Многие репризы имели элемент сериальности, они продолжали друг друга, у ряда команд четко прослеживалась драматургическая линия.
По итогам показа были объявлены победители:
- Лучшая режиссура – «Чемодан Пандоры», режиссер Ева Валиева;
- Лучшая реприза – «Кукушечки», режиссер Виктория Печерникова, клоуны Евгений Майхровский и Евгений Минин;
- Специальный приз жюри – режиссер Александр Золотовицкий;
- Специальный приз председателя жюри – режиссер Наталья Шурганова;
- Специальный приз от почетного гостя фестиваля, народного артиста России Евгения Миронова, приглашение поставить спектакль в Театре Наций – режиссер Александра Толстошева, клоуны Екатерина Кирчак и Мария Погребничко;
- Лучшая драматургическая основа – Елизавета Булаева;
- Лучший режиссер по пластике – Наталья Шурганова, Андрей Короленко;
- Лучшее музыкальное сопровождение – «Дай пять», Ольга Шайдуллина;
- Лучшее актерское исполнение – Екатерина Кирчак и Мария Погребничко;
- Лучшая маска – Роман Меметов;
- Лучший художник – Ульяна Подвысоцки;
- Новый клоунский союз – Алиса Курбатова, Мария Черемисова, Амина Ягумова;
- Лучшая трюковая клоунада – «Человек», режиссер Алмаз Садриев, клоуны Роман Лукманов и Эдуард Пичужкин;
- Приз зрительских симпатий – «Чемодан Пандоры», режиссер Ева Валиева и «Роды», режиссер Александр Золотовицкий.
«В финальном показе неожиданно «выстрелили» близнецы в режиссуре Натальи Шургановой. Успех группы Толстошевой, Золотовицкого и образа Романа Меметова был ожидаем. Они прекрасны. Жалею, что оказалась не замечена тонкая работа Ярослава Жевнерова, но она скорее – про спектакль, а не про репризы на публику, ожидающую того, что «сейчас будем смеяться». Считаю, что Алмаз Садриев тоже очень потрудился и вытащил из своих клоунов максимум возможного. В его группе также хочу отметить художницу Ульяну Подвысоцки – блестящая работа», – рассказала Ирина Селезнева-Редер, кандидат искусствоведения, театровед, член экспертного совета премии «Прорыв».
По итогам Фестиваля было сделано несколько выводов. Появилось четкое понимание, что проект может перерасти в ежегодное значительное событие культурной жизни страны. Слаженная и хорошо организованная работа разноплановых специалистов показала возможность выступлений в жанре клоунады на совершенно ином уровне. Уже можно говорить, что это – вид высокого искусства, и для его развития планируется организация нового проекта – Лаборатории по созданию клоунских спектаклей. Что касается создания образа нового клоуна, который мог бы стать культурным символом для молодежи – успех в этом направлении можно оценить по восторженной реакции зрителей во время финального показа