Джакомо Мейербер — французский композитор, создатель жанра «большой французской оперы». Уникальный стиль мейерберовской «Большой оперы» возник из слияния немецкой оркестровой традиции, искусства bel canto и французской декламации и был дополнен существующими на тот момент театральными традициями Парижской оперы. Рихард Вагнер считал Джакомо Мейербера наставником и называл его своим «господином» в оперном искусстве. Почитательницей произведений Мейербера была и французская писательница Жорж Санд.
Спустя семьдесят лет имя композитора вновь появилось и на афише Мариинского театра. Петербургских ценителей оперного и музыкального искусства ждала встреча со внушительной пятиактной гранд-оперой «Гугеноты».
Вернуть барочное произведение властителя музыкальных дум XIX века на сцену — задача вполне достойная ведущего музыкального театра Северной столицы. Порадовав вагнеровскими «Нюрнбергскими мейстерзингерами», команда, во главе с режиссером Константином Балакиным, сценографом и художником по костюмам Еленой Вершининой и мастером по свету Ириной Вторниковой, решила взяться за «Гугенотов».
В 2022 году петербургские зрители смогли увидеть фрагменты из этой оперы Мейербера, затем театр показал концертную версию и, наконец, на сцене представили полноценный вариант.
Дирижер Валерий Гергиев признавался: «Если у театра нет семи выдающихся певцов, ему лучше не браться за эту оперу … В этом плане опера «Гугеноты» — вызов для любого театра. Но Мариинский не боится таких вызовов и с радостью берется за освоение нового репертуара». И, действительно, среди артистов, исполняющих ведущие партии в опере — Ирина Чурилова (Валентина), не так давно исполнившая партию Евы Погнер в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Айгуль Хисматуллина (Маргарита Валуа), пленившая музыкальных критиков ролью Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, Александр Михайлов (Рауль де Нанжи), сыгравший Рудольфа в полной экзотического романтизма «Лакме» Лео Делиба, приглашенная солистка Большого театра Цветана Омельчук в роли пажа Урбана.
«Гугенотов» 1836 года, которые сделали Мейербера королем оперы по всему миру, Рихард Вагнер назвал «священно-фривольной мешаниной». Сюжет полон хитросплетений и основан на исторических событиях во Франции времен религиозных войн. На фоне этих междоусобиц разворачивается и трагическая история любви.
В первом действии в разгар пиршества в средневековом замке в Турени дворянин, католик граф де Невер (Григорий Чернецов) предупреждает гостей о визите гугенота Рауля и просит их проявить уважение и терпимость. Однако его просьба не была услышана: как только гость-иноверец появляется за столом, его осыпают насмешками. В первом же действии становится ясной и еще одна причина страданий молодого гугенота: он влюблен в девушку и никак не может ее забыть. Переживания выражаются в нежнейшей арии «Белее белого горностая», которая звучит особенно лирично по контрасту с застольной песней рыцарей. Смелые сочетания возвышенных музыкальных форм и народно-песенных традиций — одна из характерных черт музыкального стиля Джакомо Мейербера. Особенный чувственный оттенок музыке придает использование редкого музыкального инструмента — виолы д’амур, и величественного органа.
С возвышенным тенором удачно контрастирует густой и широкий бас слуги Рауля — Марселя (Станислав Трофимов) и глубокое меццо-сопрано пажа Урбана (Цветана Омельчук). Предостережение-совет от слуги поступает при сдержанном исполнении лютеранского хорала «Могучий оплот». Воинственность «брата» по вероисповеданию усиливается исполнением «Песни гугенотов» — музыкального манифеста протестантов: «Не щадить, всех губить и рубить!» — звучит как приказ. Страна расколота войной, и тут нет места для любви. Мастерство французского композитора уже видно в самом начале оперы: смелые сочетания противоположных по звучанию музыкальных инструментов, обильное использование фаготов и тромбонов, тщательная работа с костюмами и внимание к декору … Оперу «Гугеноты», пожалуй, надо не столько слушать, сколько смотреть. Вся она — качественный блокбастер ХIX столетия.
Дело движется к развязке. Череде религиозных распрей должен прийти конец. Французская принцесса и супруга вождя гугенотов Генриха де Бурбона Маргарита Валуа (Айгуль Хисматуллина) пытается установить мир: связать узами брака католичку Валентину и гугенота Рауля. В ослепительно-белом платье героиня исполняет арию, полную неги и блаженства — «В краю родном». Нежность колоратуры дополняет балет сказочных нимф (хореограф Эдвальд Смирнов). Восстановить гармонию среди французов принцессе не удается. Екатерина Медичи отдает приказ расправиться с врагами веры. Нежное сопрано при появлении враждующих сторон сменяется величественной мелодией, а потом и квартетом «И мечом боевым». Эклектичность музыкального стиля Мейербера проявляется не только в выборе инструментов, но и в метаморфозах глубин певческих голосов.
В кульминационной сцене Варфоломеевской ночи – резкие лязгающие звуки медных инструментов подчеркивают мятущиеся языки пламени словно ожившей декорации.
Художник Елена Вершинина превращает жуткую черную горгулью с длинными щупальцами на сцене в темного крылатого демона.
Весь ожесточенный бой между католиками и протестантами — музыкальный хорал XVI века — он станет лейтмотивом всей оперы, символом духовного родства человеческих душ и гуманизма.
Особенного внимания стоит сцена прощания Рауля и Валентины. В финале дуэта тон голоса у обоих повышается: на чистом кружеве любовных оперных партий отчетливо слышна трагедия: Раулю грозит гибель, он зовет Валентину бежать с ним. Оказавшись в безвыходной ситуации, юноша бросается вниз из окна, оставляя возлюбленную безутешной. Голос Валентины звучит все отчаяннее, поднимается к небу — она умирает. Со всей полнотой выражен архаический мотив: пронзительно звучат трубы. Безумие разрушительно, почти никому не удастся избежать гибели. Пламя взаимной ненависти сжигает души, не пуская в них того самого Бога, за которого они так отчаянно сражались.
Дарья Медведева,
студентка II курса факультета журналистики СПбГУ