В ЛУЧАХ

Надежда Мининкова

Спектаклем Антона Корнилова «В лучах» в пятнадцатый раз открылся в Москве Международный фестиваль моноспектаклей SOLO. Для режиссера это второй совместный проект с Русским театром драмы им. Ф.А. Искандера (Сухум). В 2022 году он поставил там спектакль «Рассказ мула старого Хабуга» – трагикомедию о роковых событиях 1930-х годов. Новая постановка продолжает тему осмысления событий частной жизни на фоне исторических сдвигов.

В основу пьесы польского драматурга Артура Палыги легли письма и дневники Марии Склодовской-Кюри – ученого-экспериментатора, первооткрывателя радия и полония, первой в мире женщины, получившей Нобелевскую премию. Пьеса уже успела стать театральным событием. В 2021 году премьеру по ней представил Театр им. Ленсовета. Главную роль в разных составах сыграли Лаура Пицхелаури и Валентина Сизоненко, режиссером выступил Анджей Бубень.
Рубеж XIX-XX веков. Время мистических ожиданий и символических предчувствий, прорывов в науке и технике, начала женского движения и борьбы за права человека, которое закончится крахом гуманистической мысли – Первой Мировой войной, газовыми атаками, применением оружия массового уничтожения.

Подзаголовок пьесы гласит: «Совершенно неизвестные письма Марии Склодовской-Кюри». Он и становится ключом всей постановки: пожилая Кюри – ее роль исполняет Ирина Делба – обращается в письмах к самой себе и неминуемо сталкивается с аберрациями памяти – фотографическая точность прошлого теряется во времени, оставляя лишь отголоски, образы, интонации, свет. Перечитывая письма, актриса бросает мелкую гальку в ведро с водой, словно погружая воспоминания в омут памяти.

Юной Марии, в неброском платьице с отложным воротничком, жизнь видится как неизведанное и таинственное приключение. Затеряться в нем не дает робкий огонек свечи, с которой актриса появляется на сцене. Первой грозой станет болезнь мамы и сестренки. Молитвы окажутся тщетны. После смерти близких девочка решительно задумается, как победить смерть, заглянуть за ту грань, что была до сих пор запретна для человека. Теплое мерцание стеарина сменится неоновым излучением радия. В спектакле это метафорически осмыслено через светопись. Потоки света из прожекторов словно подхватывают воспоминания Марии Кюри, воскрешают в памяти давно угасшие и забытые мгновения. Прошлое тоже имеет цвет – от насыщенного ультрамарина до серебристо-белого с синеватым отливом.

Из глухой польской деревни Кюри переезжает в Париж и поступает в Сорбонну, где знакомится с будущим мужем – Пьером. Он тоже одержим наукой. Ради него Мария готова ночи напролет бегать с половником от котла к котлу и мешать болотистую жижу, в ожидании, когда из урановой смолки выделится долгожданный новый элемент. Помост с песком, несколько колб с разными жидкостями, немного дыма – лаборатория на сцене обозначена простыми и лаконичными деталями. Она же станет своего рода жертвенником – на этот алтарь Мария принесет мертвого ребенка. Первенец станет расплатой за одержимость наукой.

Мария Кюри в исполнении Ирины Делба подвижна и неутомима, иронична и смела, остроумна и насмешлива, а еще – заботлива, ранима и чувственна. Удивительная по нежности и тонкости пластическая сцена с перчатками, где в переплетениях рук оживают воспоминания о первой вспышке страсти к мужу, переходит в словесную – женщина-ученый пишет замысловатые формулы – манифест новой будущности.

В интерпретации режиссера Антона Корнилова пьеса превращается в объемный, трехмерный портрет Марии Кюри. На первом плане, отгородившись от зрителей невесомым тюлем, Кюри в начале и конце жизни, с доверительной интимностью обращает в зал свои монологи-воспоминания. Средний план всецело отдан научной практике: лаборатория, остатки шлака, высохшие от испарений тонкие абрисы деревьев и подвешенное к колосникам сферическое зеркало, символизирующее взгляд в сокровенные тайны бытия. На третьем плане в самой глубине сцены расположена грифельная доска, которую Кюри энергично покрывает узорчатыми витиеватыми формулами. Это область теоретических штудий.

Камерное пространство сцены сияет красотой, вопреки всем страданиям, что пришлось пережить в жизни Марии. В финальной сцене она появляется перед зрителями в одной ночной сорочке – изможденная, с обожженными от опытов руками, с нудным брюзжащим голосом. Все это зритель узнает, но не увидит. Тюль защищает героиню от любопытных взглядов посторонних. Режиссер, тонко чувствуя женскую природу, оставляет Марии право остаться красивой.

Ирина Делба рассказывает со сцены историю мужества и самоотверженности. Колоссальной силы воли, способной противостоять системе и менять мир в одиночку. Но, все же, главным в спектакле, как и в самой пьесе, становится мотив космического одиночества человека в мире. Безмолвно наблюдающее за происходящим зеркало отобразит лишь маленькую растерянную фигурку, застывшую перед лицом Вечности.

Создатели спектакля оставляют открытым вопрос: существует ли тот самый вечный огонь, что наполняет смыслом жизнь, превращает хаос в гармонию, дарит вдохновение поэтам и ученым. Вариант ответа Марии Кюри зрители узнают от нее самой. Но это всего лишь одно мнение. Каждый волен ответить по-своему.

Надежда Мининкова,
магистрант театроведческого факультета ГИТИСа

Фото Эльзы Чанба

Поделиться: