ЧЕХОВ: ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

Екатерина Мануйлова

Электротеатр Станиславский обратился к произведениям А.П. Чехова и получил в репертуар спектакль, который повторяет сюжет любой женской вечеринки: в спектакле «Чеховщина» – первой режиссерской работе актрисы Серафимы Низовской – семь разных героинь рассказывают свои истории за бокалом шампанского.

И все было бы довольно просто, если бы не особенность спектакля. При отсутствии единого сюжета композиция составлена из фрагментов разных пьес и рассказов А.П. Чехова: «Медведь», «Безотцовщина», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Из дневника одной девицы», «Крыжовник». Их все объединяет одно: любовь и глубокая женская боль. Казалось бы: при общности тем на сцене должна царить гармония, однако вместо нее мы наблюдаем хаос, в разноголосице которого каждая героиня пытается донести свою, самую особенную историю.

Не у всякого зрителя после просмотра спектакля все истории героинь сливаются во что-то внятное. Спасти ситуацию и вычленить семь разных судеб может лишь знание произведений Чехова. В противном случае велика вероятность оставить зрителя с пустыми и бессвязными отрывками. Так же не стоит забывать, что зачастую театральная публика не всегда воспринимает классические произведения, переделанные на современный лад.

Однако эстетика Электротеатра позволяет и не такие эксперименты, поэтому продолжаем изучать «Чеховщину» дальше. Кстати, ударение в названии спектакля ставится на букву «е» и чертовщина здесь почти не при чем. Если только не позволить себе углубиться в размышления, почему семь загадочных героинь собрались в одном месте с несколько невнятной целью.

Актрисы активно взаимодействуют с залом, выделяют определенных зрителей, в основном мужского пола, и направляют на них свой монолог. Спектакль представлен в пространстве «Электролестница»: настоящей лестнице театра, которая сама себе становится декорацией. Особым дополнениям служат окна, за которыми виднеется Тверская улица с ее привычным оживленным движением. Несколько рядов зрителей сидят перед лестницей, по которой то спускаются, то поднимаются исполнительницы.

В «Чеховщине» состоялось одновременно сразу три дебюта: актрисы Серафимы Низовской — как режиссера, участницы «Танцы» на ТНТ Ольги Родных — как театрального хореографа и музыканта Андрея Орлова — как автора музыки спектакля.

На сцене мы увидим не самый популярный для театра стиль танцев — «frame up». Стиль, который включат в себя и стрип-пластику, и джаз, и фьюжн.  Это современное, женственное и страстное направление в танцах необычно сочетается с героинями Чехова, дополняя и разрушая привычное представление о персонажах. Танец — единственное, что объединяет всех героинь. Продолжая свои бесконечные монологи, говоря каждая о своем, они сливаются в танце. Танец для них – как и шампанское, распиваемое на протяжении всего действия, — способ забыться, хоть на миг отключиться от своей внутренней боли.

После просмотра спектакля остаются смешанные чувства. Вроде бы, мы знаем всех героинь Чехова, но тут они неузнаваемы и словно мешают себе и другим, соперничая друг с другом за наше внимание. У каждой своя большая история, по короткими отрывкам которых сложно составить общую картину действия. Они отрицают друг друга и не готовы к диалогу между собой. 

Мы действительно можем увидеть в «Чеховщине» Чехова. Однако это уже не тот Антон Павлович, которого мы привыкли видеть на сцене театра. Он растворился в пучине своих же историй, преломленных через современную болезненную женственность.

Фото Олимпии Орловой

Поделиться: