ИННА ГИНКЕВИЧ: «ПЛАСТИЧЕСКИЕ СПЕКТАКЛИ — ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИИ И ДРАМАТУРГИИ

Юлия Бурулева

Героиня этого интервью — Инна Владимировна Гинкевич. Заслуженная артистка России, балерина, актриса, педагог, Директор ГБУ ДО МКСШОР «Север», автор​ уникальной методики «Школа движений для сложно-координационных видов спорта», кандидат педагогических наук.

В профессиональном багаже Инны Гинкевич огромный и разноплановый классический репертуар в Большом театре — Студия Ю.Н Григоровича, Мариинском театре, Московском Академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Приморской сцене Мариинского театра г. Владивостока и других лучших сценах мира, где она побывала с гастролями.

После завершения активной балетной карьеры Инна Владимировна добилась больших высот в педагогической и административной деятельности в Департаменте спорта города Москвы, где ей доверяют самые сложные и ответственные задачи, с которыми она справляется с успехом.

В рамках этого интервью Инна Гинкевич рассказала о разных этапах своей карьеры, поделилась мыслями о тенденциях в мире балета, о важности воспитания молодого поколения и поразмышляла о синергии балета с разными видами искусства.

После окончания хореографического училища им. А.Я. Вагановой (ныне – Академия) Вас звали в Мариинский театр, но вы выбрали предложение Юрия Григоровича и пошли служить в Большой Театр. Сложно было решиться на переезд из Петербурга в Москву?

Мне было несложно делать выбор между Ленинградом и Москвой, потому что я хотела жить в Москве. Мне очень нравился этот город, по масштабности он мне чем-то напоминал Нью-Йорк, Париж. Ещё со второго курса училища, когда у нас были гастроли, я отметила, как мне нравится этот город и что я хочу в нем жить. Всё своё детство я провела в Мариинском театре, меня воспитывали выдающиеся педагоги, Народные артисты СССР Наталья Большакова и Вадим Гуляев, Марат Даукаев и другие. Я видела внутренние политические нюансы Мариинского театра и, на тот момент, мне не очень хотелось идти туда работать. Большой театр для меня был проще, понятнее и во всех отношениях интереснее. Когда я рассматривала приглашение между ведущими театрами, Мариинским, Театром Бориса Эйфмана, театром «Кремлёвский балет» и Большим театром, конечно, я выбрала Большой. Тем более это было личное приглашение от Юрия Николаевича Григоровича: из выпуска 1990 года пригласили из нашего училища только меня и ещё четверых мальчиков .

«Мувмэнтс» с Народным артистом РФ Георги Смилевски

Расскажите о работе в привилегированной труппе «Студия Юрия Николаевича Григоровича» в Большом театре.

В 1990 году Юрий Николаевич собрал лучших выпускников этого года и сделал собственную «Студию Юрия Николаевича Григоровича» в Большом театре СССР. Многие обсуждали, что эта студия не являлась частью Большого театра, но это слухи злословия: все документы и трудовые книжки были у нас оформлены, как у артистов Большого театра СССР. Это была привилегированная труппа в труппе Большого, на которую Юрий Николаевич особенно обращал свое внимание, некая персональная мастерская Мастера. У многих артистов это вызывало зависть. Наша труппа изначально была нацелена на то, чтобы много гастролировать и представлять творчество Юрия Григоровича в разных странах. Поэтому мне очень повезло: я объездила весь мир. Ведущие солисты, включая Наталью Бессмертнову, Надежду Павлову и многих других, гастролировали со Студией на гастроли. Лучшие звезды Большого театра танцевали в наших спектаклях. Все ведущие артисты Большого мечтали попасть в нашу труппу, чтобы с нами выступать. На афишах было написано «Бриллиантовые танцовщики Большого театра». С 1990 по 1994 год наша балетная труппа была самая высокооплачиваемая в России. Можно сказать, что Юрий Николаевич обладал уникальным чутьём на личности: все 60 человек были лучшие из лучших. Наша труппа закончила своё существование с уходом Юрия Григоровича из театра. В дальнейшем 60% наших солистов остались за границей и украсили ведущие мировые балетные театры. Сегодня большинство из них являются педагогами, которые прославляют и приумножают искусство классического русского балета.​ «Студия Юрия Григоровича» была и остаётся знаковым событием в истории балетного искусства не только России, но и всего мира.

Значительная часть вашей карьеры (почти 18 лет) связана с Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Вспомните самые знаковые и значимые события того творческого периода.

За 18 лет было много событий, гастролей. Например, в рамках проекта правительства Москвы -«Дни Москвы» мы избранным составом солистов гастролировали по всем городам мира. Это были гала-концерты, которые представляли Москву в других городах и государствах. Параллельно с нами выступали ведущие звёзды шоу-бизнеса, актёры театра и кино, мы тесно общались со знаменитыми певцами, актёрами, юмористами. На этих гастролях я пересекалась с такими выдающимися личностями, как Василий Лановой, Леонид Куравлёв и другими. Это было очень интересное общение. На концерты приходили первые лица государств. Например, за три дня мы могли выступить в трёх столицах — Будапеште, Париже и Риме. Именно эти гастроли запомнились, например, таким обстоятельством: когда мы танцевали, стоял ряд из шести стульев, на котором сидели только премьер-министры и президенты стран. Такого плана мероприятия, конечно, очень запомнились.

За 18-летнюю карьеру я станцевала в Театре более 40 партий, за что получила звание Заслуженной артистки России. Постоянно были новые постановки, интересные партии, о которых можно говорить бесконечно.​ В этот период ​ я задумалась о понятии «медийная личность»: я​ гастролировала с Майей Плисецкой, с гала-концертами Гедиминаса Таранды, у меня были персональные проекты с Любовью Казарновской и Анитой Цой, Даниилом Крамером и другими.​ Этот период был очень плодотворным. Многие думали, что после Большого театра, Театр Станиславского станет для меня переходным периодом. В какой-то момент я действительно думала о поступлении в труппу Мариинского театра, но моя жизнь была тесно связана с Москвой и менять её не хотелось, тем более у меня уже родилась дочь.

За 18 лет Театр Станиславского очень сильно изменился, статус театра значительно повысился — это второй театр в Москве после Большого театра. В театр стала приходить определённая публика, которая ранее не бывала, и в этом тоже есть моя заслуга, что особенно приятно. Я рада, что была в составе премьеров, которые танцевали все новые балеты художественного руководителя театра, выдающегося балетмейстера Дмитрия Брянцева, и очень довольна, что никуда не ушла и осталась именно в этом театре.

После завершения активной карьеры, вы снова вернулись на сцену в качестве приглашённой балерины Приморского театра оперы и балета в городе Владивосток. Расскажите, как так получилось?

Завершив карьеру в Театре Станиславского, я стала работать в Департаменте спорта города Москвы главным хореографом и советником руководителя департамента Алексея Олеговича Воробьёва, он знал моё творчество на протяжении 20 лет, знал, какой я человек, поэтому поручил мне серьёзное направление в работе — поднять профессионализм хореографов Департамента и вывести их на новый профессиональный уровень.

Уже год работая в Департаменте спорта, параллельно я являлась ведущей крупных мероприятий.

Одно из таких — 75-летие Приморского края, к которому было приурочено открытие Приморского театра оперы и балета. Этот концерт я вела вместе с Народным артистом РФ Святославом Бэлзой. На грандиозный вечер было приглашено много артистов балета, приехали первые лица нашего государства, вечер прошёл с большим успехом. Ко мне подошла представитель администрации и сказала, что первой балетной постановкой на новой сцене станет «Четырнадцатая симфония» Дмитрия Шостаковича, которую будет ставить художественный руководитель театра Народный артист республики Татарстан Айдар Ахметов. ​Главную партию должна была танцевать прима Мариинского театра Народная артистка РФ Юлия Махалина, но так сложилось, что она не смогла: вопрос главной героини оставался открытым. Мне предложили станцевать главную партию, на тот момент я уже 10 месяцев не занималась балетным классом и набрала 10 килограмм к своей балетной форме. Но поскольку в душе я прирождённая Балерина, предложение меня заинтересовало. Я спросила разрешение у руководителя Департамента спорта, и он его дал! Мне разрешили станцевать премьеру. Для этого мне пришлось за 2 недели похудеть на 10 килограмм, срочно войти в форму и начать репетировать: тут проявился мой балетный характер. Шостакович — очень сложный композитор, и сам балет был нестандартный: кроме сложной хореографии там было много актёрского мастерства. Мне было очень интересно работать, получился великолепный спектакль, премьеру которого я станцевала, и после этого я ещё на два года осталась приглашённой балериной во Владивостоке: совмещала работу в Департаменте спорта и танцевала спектакли на Приморской сцене, пополнив свой репертуар новыми партиями и продлив свою сценическую жизнь. Очень благодарна судьбе за эту страницу в биографии и людям, которые в этот момент меня поддерживали.

Вы танцевали до 42 лет! Как удавалось так долго поддерживать форму?

Когда есть хорошая школа и характер, держать себя в форме достаточно легко. Если ты каждый день делаешь балетный класс, следишь за своим здоровьем, то долго остаешься в хорошей балетной форме.

Я могла бы танцевать ещё дольше, но на тот момент меня назначили директором Школы Олимпийского резерва N25 Департамента спорта города Москвы. Совмещать работу руководителя, у которого ненормированный рабочий день,​ и выступления на сцене чисто физически стало невозможно, поэтому мне пришлось закончить со своими поездками во Владивосток. Таким образом, в 42 года я завершила работу прима балерины и сконцентрировалась на работе руководителя. Мне пришлось приложить очень много усилий, чтобы Школу Олимпийского резерва № 25, которую мне поручили, вывести на запланированный уровень. Моя работа не осталась незамеченной: мой новый руководитель Департамента спорта города Москвы А.А.Кондаранцев доверил мне пилотный проект реорганизации. В начале это было слияние четырех школ в одну, затем прибавилось еще три: наша школа стала первой Московской комплексной школой олимпийского резерва «Север»в истории Департамента спорта города Москвы. Я очень горжусь, что именно эта пилотная реорганизация была доверена именно мне, мне кажется, я оправдала доверие моего руководителя, который поручил мне эту серьёзную работу. Меня заинтересовали сложной задачей, и этот интерес стал для меня импульсом для дальнейшего развития. На сегодняшний день МК ДО СШОР «Север» насчитывает 17 зданий, была проведена реорганизация 7 школ, в которых занимаются более 5 тысяч спортсменов. Работать очень интересно. 

Сейчас вы Директор ГБУ ДО МКСШОР «Север», автор уникальной методики «Школа движений для сложно-координационных видов спорта», кандидат педагогических наук. Какие тенденции в балете на данный момент вы можете назвать инновационными?

С учётом сегодняшней политической обстановки обмен инновациями очень проблематичен,​ на многие постановки западных балетмейстеров отозвали права. Конечно, есть наша великая незыблемая классика, но также нужны новые спектакли. На сегодняшний день я вижу инновации в том, что мы начинаем обращаться к российским балетмейстерам, начинаем выращивать молодёжь. Новые постановки будут делаться своими силами: это даёт толчок молодёжи быть заинтересованными, открывает новые пути, освобождает места для молодых балетмейстеров.

Как человек, который много работает с детьми, порекомендуйте родителям, как увлечь ребёнка спортом, искусством, которые воспитывают в нем не только физическую подготовку, но и силу духа, характер, дисциплину, способность справляться с трудностями.

 Работая с детьми, мы готовим себе кадры, начиная с 3 лет. Моя методика, которую я создала, направлена на то, чтобы развить и укрепить физические данные и выявить способности. Если ребёнка привести в школу в 3 года, через 2 года будет уже понятно, какой вид спорта ему ближе: художественная гимнастика или акробатический рок-н-ролл, единоборства, а может быть, плавание? Мы подготавливаем физические данные, чтобы мышечный аппарат был адаптирован к любому виду спорта. Чем раньше родители отдают ребёнка, тем лучше.​ У меня на глазах было много избалованных детей, которые, начав ходить к нам на занятия, становились организованными, дисциплинированными.

Они стремятся приходить на тренировки, а не проводить время за играми во дворе. Наши педагоги работают не только с профессиональными физическими навыками, но и с психологическими: дают ребёнку импульсный рост, прививают правильные жизненные цели и ориентиры. Занятия спортом с самого начала определяют векторы жизни детей: ребёнок формирует желания и понимание жизни в раннем возрасте. Те, кто втягиваются в процесс дисциплины, организованны, они чётко распределяют своё время. Дети соперничают друг с другом: это соперничество выливается в правильное русло здоровой конкуренции и достижения высших целей —​ они стремятся вперёд, становятся лучше, работают над недостатками.​ Всем родителям настоятельно рекомендую, чтобы дети обязательно занимались физической нагрузкой. Это может быть как хореография, так и какие-то другие тренировки, например, с элементами акробатического рок-н-ролла, художественной гимнастики и другие. Можно и нужно заниматься и рисованием, и шахматами, но выплеск энергии должен быть именно в физической нагрузке.

В последнее время огромной популярностью пользуются пластические спектакли, когда драматические актёры существуют на сцене в рамках хореографии и пластики. Как вы оцениваете это направление искусства? И какие, на ваш взгляд, у него перспективы?

Пластические спектакли — инновационное направление, которое у нас начал Сергей Землянский. Меня поразило как драматические актёры за счёт своей пластики, не говоря ни слова на сцене, могут не хуже, а в чём-то даже лучше, чем артисты балета, донести драматургию, идею спектакля. Я вижу за этим большое будущее, потому что это направление показывает индивидуальность. Не зря говорят, что танец может как лечить, так и калечить. Правильная пластика, танец на сцене понятен всем: в этих спектаклях нет языковых барьеров. Пластический спектакль быстрее приходит к зрителю и находит большее понимание и отклик, чем драматический: не всё можно выразить словами, жесты гораздо быстрее считываются зрителем, они несут в себе определённую энергию и вибрацию.

Если пластический спектакль хорошо поставлен, на мой взгляд, у него больше шансов достучаться до зрителя и донести до него глубоко заложенный смысл и идею режиссера. 

Кинематограф также не обходит стороной тему хореографии и балета. Пожалуйста, назовите художественные и документальные фильмы о балете, которые Вы рекомендовали бы посмотреть.

 К сожалению, в России очень мало художественных фильмов о балете. Знаю, что недавно снимался новый фильм с Аллой Сигаловой и артистами балета Театра им. Станиславского и Немировича Данченко, интересно, что из этого получится.​ Фильм «Большой» Валерия Тодоровского мне не понравился. Хотя там и были балетные консультанты, я считаю, что для таких фильмов нужно максимально брать на главные роли артистов балета, потому что копировать их психофизику практически невозможно.​ Балет очень закрытый мир, никто никогда не расскажет о коллизиях, которые происходят в закулисье. Для того, чтобы писать сценарий, нужно основываться на жизни конкретной балерины. Например, друзья меня часто спрашивают, не хотела ли бы я написать сценарий по мотивам своей жизни.​ Но пока я об этом не думала, так как очень много других задач.

 Мой большой друг, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, к сожалению, не успел снять фильм про балет, хотя у него уже лежал сценарий. Все его жены были балеринами, он сам был не только режиссером, но и театральным художником: в его фильмах были великолепно отражены возможности тела. Я уверена, что он снял бы прекрасный фильм о балете, потому что знал этот мир досконально и во всех нюансах изнутри.

«Город глазами джаза». Саксофонист Антон Румянцев

 Даже если хороший режиссёр, вдруг решит, что он возьмёт и снимет фильм о балете, не факт, что это получится. Я считаю, что самая высокая оценка фильма о балете, когда люди из мира балета говорят, что картина профессиональная. Есть вещи которые невозможны в отношениях учеников и педагогов, это, прежде всего, традиции поведения, элементарная субординация. Если бы, например, я что-то сказала своему педагогу в таком же духе, как говорит героиня фильма «Большой», меня сию минуту выгнали бы из класса и в училище я бы больше не училась. Фильмы раскрашивают не скандалами, а сценарными линиями, характерами взаимоотношений, открытием тайн мастерства профессии.

 Фильм про балет можно снимать в любом жанре — в нашей жизни присутствует столько всего, что невозможно описать, но это нужно делать профессионально, я была бы очень рада, если бы появился такой режиссёр, который подошёл бы к этому серьёзно. Поэтому из российских картин о балете, к сожалению, не могу ничего выделить.Из зарубежных работ отмечу сериал «Плоть и кости», где главные роли играли профессиональные артисты балета, и, конечно, «Белые ночи» с Михаилом Барышниковым, «Чёрный лебедь», в котором помимо балета затронута проблема перфекционизма прима-балерины.

Снимать балет очень сложно — движения рук, ноги, глаза. Зачастую снимают даже не те части тела, на которые нужно делать акцент.​ Видеоверсии спектаклей также очень сложно снять: это особое искусство режиссера и операторов, ведь нужно выбрать позы и движения, которые являются ключевыми — на каких-то сценах надо показать крупный план, где-то необходимо —  сложную технику движения, где-то — пластику рук: это очень сложная кропотливая работа, которую должны выполнять люди, досконально разбирающиеся в балетном мире и искусстве балета.

​​Фотографии из личного архива Инны Гинкевич

Author

Поделиться: