БАХРУШИНСКИЙ МУЗЕЙ РАСКРОЕТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗАМЫСЕЛ МЕЙЕРХОЛЬДА И ПОКАЖЕТ ПЛАКАТЫ ТАТЛИНА

Анастасия Павлова

Спектакль ‘Борьба и победа’ (массовое действо), автор И.А. Аксенов. Режиссерская работа В.Э. Мейерхольда

В рамках большого выставочного проекта «Логос: голос конструктивизма» в «Центре Зотов» Бахрушинский театральный музей представит знаменитые плакаты Владимира Татлина и уникальные фотографии грандиозного проекта Всеволода Мейерхольда, который так и не был представлен публике. На выставке, которая откроется 25 апреля, можно будет увидеть свыше 350 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях.

Бурные события, происходившие в России 1910-1920-х годов, потребовали нового визуального языка, который и предложил конструктивизм. Новый межмузейный выставочный проект посвящен тому влиянию, которое мастера конструктивизма 1920-х годов оказали на формирование языка и самопрезентации новой страны — СССР.

Четыре тематических раздела выставки — «Живое слово», «Агитпроп», «Новая оптика» и «Новые медиа», а также 18 подразделов покажут, как из архитектуры принципы конструктивизма распространились и на другие сферы – кинематограф, книжный дизайн и создание городских пространств. Тщательно подобранные исторические экспонаты помогут понять, как новый язык изменил принципы оформления книг, журналов и киноафиш, а также оценить новаторские приемы создания рекламы и фирменного стиля, которые остаются актуальными и сегодня.

Экспонаты Бахрушинского театрального музея расскажут о том, какое отражение принципы конструктивизма нашли в оформлении театральных постановок 20-х годов прошлого столетия. На выставке покажут десятки подлинных предметов из крупнейшей в мире театральной коллекции Бахрушинского: оригинал плаката Татлина 1923 года с лозунгом группы «Объединение новых течений в искусстве», значок театра «Синяя блуза» 1920-1933 годов, а также рисунки, фотографии и буклеты к театральным постановкам того времени.

«“Не к старому, не к новому, а к нужному!” — призывает один из лидеров русского авангарда, родоначальник дизайна, неистощимый реформатор Владимир Татлин. Из всех великих русских мастеров авангарда только он обратил пристальное внимание на повседневность, предложив привнести художественность и красоту в быт. Помимо картин, рисунков и театральных эскизов художник создавал рукотворные плакаты и афиши, эскизы посуды, одежды, киосков и многого другого. Придуманный и сконструированный им механизм для самостоятельного полета – согласитесь, это сродни задумкам Леонардо да Винчи – поэт Велимир Хлебников назвал “Летатлином”, что отражает главное в характере этого художника, всегда находившегося в творческом полете», – отметила старший научный сотрудник фонда декорационно-изобразительных материалов Бахрушинского музея Мария Липатова.

На выставке посетители увидят фотографии сцен уникального самодеятельного агитационного эстрадного театрального коллектива «Синяя блуза», который первым из советских театров выехал за границу. Родившаяся из так называемой «живой газеты» (для безграмотных газеты и политинформацию зачитывали вслух), «Синяя блуза» пошла дальше – визуализировала актуальный новостной материал, адаптируя его для малограмотной публики. Названия номеров из представлений коллектива, например, «Парад печати» или «У нас в учреждении», тоже вторят духу времени. А в постере живгазеты «Комсомолия», выпущенном по случаю небольшого юбилея с момента основания издания, коллектив и вовсе «выходит» к зрителю и уводит от привычной групповой раскладки общих фотопортретов – лица актеров как будто прорываются через отверстия в простыне.

Бахрушинский покажет на выставке и раритетные фотографии художественного решения неосуществленной режиссерской постановки Всеволода Мейерхольда «Борьба и победа». План постановки разрабатывал Мейерхольд, а театральные художники Александр Веснин и Любовь Попова, преподававшие вместе во ВХУТЕМАСе, отвечали за ее оформление. Грандиозный спектакль Мейерхольда с участием 200 кавалеристов и 2 300 пехотинцев должен был быть представлен публике в 1921 году на Ходынском поле. В массовой постановке предполагалось задействовать военные оркестры и хоры, а также беспрецедентное количество военной техники — 16 артиллерийских орудий, 5 аэропланов, 10 автопрожекторов, 5 броневиков, танки и мотоциклы. Эту «театрализацию парада войск» осуществить так и не удалось, но ее идея продолжает вдохновлять новые поколения театральных режиссеров всего мира, готовых к смелым экспериментам по выводу театра из сдерживающих его развитие традиционных театральных залов.

Перекличка времен и ультрасовременность конструктивизма – важные элементы выставки, подчеркивает старший куратор выставочного направления центра «Зотов» Полина Стрельцова. «Проект рассматривает разные сферы работы со словом, начиная с опытов раннего авангарда, “освободившего” слово и изменившего вектор творческих поисков, и заканчивая размышлением о языке настоящего и будущего — инсталляцией современного художника Платона Инфанте», — отмечает куратор.

В рамках выставки будет проходить и большая просветительская программа, в том числе лекции, круглые столы и концерты. В кинотеатре Зотов-центра пройдут показы игровых и анимационных советских фильмов 1920-30-х, которые познакомят зрителей со всем разнообразием использования знаков и текста в кинематографе. В рамках инклюзивной программы запланировано проведение цикла мастер-классов на русском жестовом языке, игровых занятий для детей и взрослых с особенностями развития. Также в программу включены экскурсии.

Архитектуру выставки разработало бюро Aurum. За графический дизайн выставки отвечает студия Holystick. Выставка будет работать с 25 апреля по 6 августа 2023 года в Центре Зотов.

Author

Поделиться: