БАХРУШИНСКИЙ МУЗЕЙ ПУБЛИКУЕТ УНИКАЛЬНЫЕ ЭСКИЗЫ ДАВИДА БОРОВСКОГО

Анастасия Павлова

На фото — эскиз Давида Боровского к спектаклю «Гамлет»

В 1971 году в московском Театре на Таганке прошла премьера знаменитого спектакля Юрия Любимова «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Постановка не сходила со сцены девять лет и была исключена из репертуара в день смерти Высоцкого. Новое издание Бахрушинского музея «Гамлет. Всё об этом спектакле» открывает неизвестную часть истории легендарной постановки, совершившей настоящую революцию в российском театре. На днях книга выйдет из типографии.

Серия «Всё об этом спектакле» посвящена работам знаменитого художника Давида Боровского, с чьим именем в мировом театре связана новая эпоха в сценографии. Боровский сотрудничал с Любимовым тридцать лет, а до «Гамлета» сделал вместе с режиссером пять спектаклей, создавая собственную эстетику Театра на Таганке. Декорации Боровского к «Гамлету» называют одной из самых ярких творческих находок спектакля.

Так, именно Боровский придумал занавес из нейлоновой рыболовной сети, в которую были вплетены различные узоры из грубой толстой шерсти. Кроме самого художника и его жены Марины над его плетением работали студенты художественных училищ и даже поклонники актеров Театра на Таганке. Занавес получился фактурным, «монументальным», 12 на 10 метров, при этом мобильным, благодаря уникальной инженерной конструкции его можно было перемещать в разных направлениях. Такoе решение помогло создавать потрясающие визуальные эффекты. Наравне с актерами занавес стал одним из героев спектакля, символом неотвратимости судьбы и рока, обреченной, но вместе с тем мужественной борьбы человека со смертью. Костюмы персонажей Боровский также предложил изготовить из грубой шерсти, создал серию эскизов. Макет к спектаклю, созданный художником, хранится в филиале Бахрушинского музея — Творческой мастерской театрального художника Д.Л. Боровского.

Издание, подготовленное Бахрушинским музеем, состоит из двух частей. В первой, посвященной «Гамлету» 1971 года, собраны расшифровки звукозаписей репетиций и худсоветов, а также фотографии, документы и замечания цензоров. Кроме того, здесь впервые публикуются эскизы из собрания Бахрушинского музея, демонстрирующие своеобразие сценографического рисунка Давида Боровского.

Во второй части Юрий Любимов подробно рассказывает о своем режиссерском замысле, который лег в основу сценической версии «Гамлета» в Театре Хеймаркет (Haymarket Theatre) в Лестере в 1989 году. На протяжении восемнадцати лет он переосмысливал свой режиссерский опыт, чтобы поставить спектакль на языке Шекспира.

Автор книги Светлана Сидорина много лет работала в Театре на Таганке литературным помощником Любимова и добавила в издание материалы и из своего личного архива. «Об этом спектакле сложилось множество легенд, наверное, еще и потому, что он не был запечатлен на пленку. Остались только небольшие фрагменты, которые удалось снять на репетициях. Легендарная личность Высоцкого, его поэтическое творчество продиктовали режиссеру трактовку пьесы. Гамлет — Высоцкий. Это сопоставление было знаменательным для того времени. Так актер оказывался «героем», а судьба Гамлета получила отражение в судьбе поэта, гражданина и актера Театра на Таганке», — говорит автор книги.

Книгу «Гамлет» из серии «Всё об этом спектакле» вы в скором времени сможете купить в интернет-магазине и в филиалах Бахрушинского музея.

Author

Поделиться: