ВЫСТАВКИ ФЕВРАЛЯ: ОТ СИМВОЛА ГОДА ДО «КУХНИ» ХУДОЖНИКА

Анастасия Павлова

Февраль, возможно, не самый лучший месяц для долгих прогулок по городу, но их можно заменить походами в музей. В нашей подборке – самые любопытные экспозиции. Большая любительница выставок Анна Оконова приглашает вас совершить небольшое путешествие от Новой Третьяковки до ЦСИ «Винзавод», забежать в Исторический музей и Музей изобразительных искусств, задержаться ненадолго в музеях Востока и Криптографии.

12 февраля заканчивает работу необычная выставка в Мемориальной квартире Святослава Рихтера «Святослав Рихтер. Театральный роман». Она рассказывает о романе композитора с театром. Авторы экспозиции убеждены, что Рихтер был «человеком играющим» не только во время выступлений, но и в повседневной жизни.

Здесь собраны экспонаты, связанные с легендарными спектаклями великих режиссеров, документы, запечатлевшие встречи музыканта с актерами и незабываемые вечера в его доме. Выбор «героев» выставки продиктован воспоминаниями главного героя. Вы увидите материалы, связанные с эксцентричной и единственной у Мейерхольда постановкой трех водевилей Чехова в спектакле «33 обморока»; знаковыми спектаклями Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова: «Дама с камелиями» (1934) и «Мадам Бовари» (1940); а также домашним театром, веселыми балами и маскарадами.

Кроме того, на выставке представлены эскизы костюмов и декораций к спектаклям, выполненные Ильёй Шлепяновым, Всеволодом Шестаковым, Иваном (Иоганнесом) Лейстикововым, Владимиром Дмитриевым, Петром Вильямсом, Николаем Акимовым, Николаем Ульяновым, Валерием Левенталем, Николаем Бенуа. 

В Государственном Историческом музее до 19 февраля можно отправиться в путешествие по Сибири. Иммерсивная выставка «Сны Сибири» рассказывает о сибирских регионах через призму археологии и современного искусства. Об этносах, оставивших свое ментальное и генетическое наследие во многих современных народах Сибири.

На ней представлены скульптуры Даша Намдакова, в которых переосмысливаются мотив коренных народов Восточной Сибири; артефакты эпохи неолита, найденные на раскопках в VII-II веках до нашей эры;  объемные инсталляции, наскальные изображения и медные сокровища.

С 17 декабря в Музее Криптографии работает выставка-интервенция «Тогда и сейчас», созданная на основе двух фотоисторий, придуманных фотографами Александром Гронским и Арсением Несходимовым в этом здании в феврале 2020 года, перед началом его капитального ремонта. К моменту съемок здание пустовало уже 4 месяца: кабинеты, служебные помещения, рабочие места были покинуты сотрудниками бывшего НИИ автоматики (теперь концерн «Автоматика»), который долгие годы располагался по этому адресу, но все еще хранили следы жизни, как если бы люди только что вышли за дверь. Состояние здания, которое оказалось, как бы между прошлым и будущим, и было запечатлено двумя фотографами.

Фоторепортаж Александра Гронского — это взгляд наблюдателя, фиксирующего статику замершего пространства, свидетельства прошлой жизни в здании. А фотоистория Арсения Несходимова — эксперимент, документация перформанса, разыгранного в замершем пространстве, симуляция кадров из несуществующего фильма, на которых запечатлены сюрреалистические сцены, похожие на загадочные опыты, проводимые участниками. Часть этих перформативных сюжетов является реконструкцией иллюстраций из книг советского ученого, популяризатора физики и математики Якова Перельмана «Занимательный космос» и «Занимательная геометрия».

На выставке представлены работы российских современных художников из коллекции Фонда Ruarts и зарубежных авторов из частной коллекции Марианны Сардаровой из области фотографии, живописи, видео, скульптуры и инсталляции.

25 января в Центре современного искусства «Винзавод» начала работу групповая выставка «Кухня», которая объединила работы двенадцати художников галереи pop/off/art. Название выставки отсылает к разговорному значению слова «кухня», предлагая зрителю узнать больше о методах и закулисной практике художников – разобраться в художественной кухне.

Экспозиция включает эскизы к реализованным и нереализованным проектам, графику, скульптуру, инсталляцию. Зритель познакомится с уникальными эскизами к работам, попавшим в крупные музейные коллекции в России и за рубежом, к холстам, которые были показаны в галерее и на других площадках в последние годы, а также к новым работам, которые еще не были экспонированы или, более того, еще не созданы.

С 3 февраля по 19 марта в Музее Востока проходит выставка «С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года», посвящённая наступлению лунного Нового года. В состав экспозиции включены произведения искусства из Китая, Японии, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи и других стран. Всего на выставке более 60 экспонатов — живописные свитки известных художников ХХ века Фукуда Хэйхатиро и Сюй Бэйхуна, народные картины-лубки, предметы декоративно-прикладного искусства из керамики и фарфора, дерева и кости, камня и металла. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с XVI века по XXI век.

10 февраля в Новой Третьяковке откроется выставка «Неля и Роман Коржовы. Соавторы не заключают соглашений», название которой навеяно строкой из стихотворения Джона Эшбери и имеет несколько важных для понимания настоящего проекта смысловых уровней. «Соавторы не заключают соглашений» отсылает для начала к тому очевидному факту, что, связанные супружескими узами, оба художника — Неля и Роман Коржовы, уже многие годы разделяют свой путь в искусстве. Личное и творческое в их разносторонней деятельности неразрывно связано, а обустроить эти отношения и тем более исчерпать их с помощью каких-либо соглашений – задача непосильная и неуместная. 

Однако, несравненно более важным здесь является то, что творчество обоих художников представляет собой открытую систему. Нели Коржова воссоздает на своих фигуративных полотнах реальность, которая на самом деле восходит к кадрам художественных фильмов, т.е. свои образы она разделяет с образами других авторов — М. Антониони, Дж. Джармуша, Б. Бертолуччи. Видеоработы Романа Коржова строятся на длительном статичном документировании фрагмента реальности. Выставленные рядом – живописные полотна, восходящие к кинокадрам, и видеоработы, подобные станковым картинам, образуют своего рода «перекресток языков». Отсюда в экспозиции выставочный зал становится и кинозалом: пространство затемняется, а полотна освещаются направленным светом.

Впрочем, встреча языков у Коржовых не сводится к прямому цитированию образов или жанровых форматов: подобный подход был бы как раз примером не соавторства, а заимствования. Поэтому Неля Коржова, перенося на холст кино образы, существенно трансформирует их с тем, чтобы из остановленных кадров великих фильмов они становились живописной картиной, ее авторским произведением. При этом многие ее работы и не имеют прямой связи с кинематограф…

Author

Поделиться: