ЛЮБОВЬ БЕСА

Анастасия Павлова

Лариса Огудалова — Анастасия Белова

Художественный руководитель Театра им. Моссовета Евгений Марчелли представил новый спектакль по знаменитой пьесе А.Н. Островского – «БЕСприданница». Этот спектакль о любви, предательстве, медленной смерти души и о безумии. Безумии от любви. Марчелли акцентирует внимание зрителя на первых трех буквах уже ставшего привычным названия: ведь бес живет в Ларисе, и не в ней одной. 

Всепоглощающая тишина на фоне текста Островского… Вместо романса Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского мы будем слышать крик беса. Исполнительница роли Ларисы Огудаловой Анастасия Белова говорит об этом как о «неком выкидоне» героини. Эта Лариса не следует правилам. Она не делает того, что от нее ожидают. Но какой бес пойдет по правилам?

Кнуров — Дмитрий Щербина, Вожеватов — Сергей Зотов, Робинзон — Олег Кузнецов

Марчелли раскрыл в героине Островского темную сторону. Она становится резкой, громкой и, возможно, слегка вульгарной. Предательство любимого Паратова (Станислав Бондаренко) убивает ее, лишает души. Она готова выйти замуж за первого встречного, лишь бы сбежать подальше от привычной, уже приевшейся жизни. Громоздкая шляпа, резиновые сапоги и ярко красный купальник с длинным плащом – так Лариса собирается уехать вместе с ненавистным Карандышевым (Антон Аносов) в деревню. Лариса устала быть «вещью», которую мужчины разыгрывают в орлянку. Она осознает, что является лишь игрушкой в их руках, но ничего не может с этим поделать. Ее основная ошибка – влюбиться не в того. Ее основная вина – предать, уйти от жениха к человеку, предавшему ее саму. Круг предательства замкнулся. И героиня оказалась убита своими чувствами, собственной внутренней тьмой. По мнению режиссера: «Лариса – главный бес… в ней происходит страшное».

Харита Игнатьевна — Елена Валюшкина, Лариса Огудалова — Анастасия Белова

…Пельмени! Этот запах стоит в зале на протяжении почти всего спектакля (к слову, советуем плотно пообедать перед походом на премьеру!). Даже после того, как Ларису убивает Карандышев, — она ест пельмени, приговаривая «Как же вкусно!». Ей уже не больно. Моральная смерть наступила раньше физической.

Если образ Ларисы в спектакле немного отличается от видения А.Н. Островского, то Карандышева мы видим почти хрестоматийным. Молодой дворянин, небогатый чиновник терпит унижения от окружения уже на протяжении трех лет. И вот, наступил момент «славы» — Лариса соглашается выйти за него замуж. Для нее, как она сама признается, Карандышев стал «соломинкой, за которую хватается утопающий». Карандышева мы увидели как тихого, но капризного героя. Его жаль, но лишь отчасти. Да, он действительно любил Ларису. Но он был так сильно сосредоточен на своей репутации, гордился и любовался своим же счастьем, что не слышал ее. Карандышев не стал ярким героем в спектакле. Не хватило их с Ларисой диалогов между собой. Его плохо видно и слышно. Возможно, в этом и есть задумка режиссера.

Карандышев — Антон Аносов, Лариса Огудалова — Анастасия Белова

Хотелось бы выделить актера, который гармонично сыграл роль Василия Вожеватова. Сергей Зотов идеально вписался в роль богатого купца, довольно подлого человека, который может позволить себе в любое время суток выпить шампанского из чайного набора и забавляться над людьми, менее обеспеченными чем он сам. За ним было интересно наблюдать. Вспомним момент, где Василий обманул Робинзона, не договорив о том, что «Париж» — это обычная площадь, на которой находится обычный трактир. Зал смеялся не часто, но тут это было обыграно так искренне, будто это мы собирались полететь в Париж.

Вожеватов — Сергей Зотов

К слову, о Робинзоне (Олег Кузнецов). Если у Островского герой был обычным актером, блондином, спокойным, но буйным под влиянием алкоголя, то у Марчелли это ОЧЕНЬ яркая личность. На Робинзоне сделан мощный акцент и, вероятно, потрачено немало времени на создание образа. Ярко-красные волосы, выделяющийся макияж и кричащие наряды. Такой неординарный герой был компаньоном то Паратова, то Вожеватова. Без него спектакль выглядел бы раза в два спокойнее и визуально «тише».

Музыка в спектакле играет только один раз – в самом финале. Главная героиня убита, убийца и все герои, участвовавшие в действии, сидят, не шевелясь, рядом. «Труп» садится за стол, ест пельмени и тут мы слышим «Мохнатого шмеля» в рэгги-версии от сургутско-питерской группы Bro Sound. Смерть дает свободу, почему бы не послушать растаманские ритмы?

Вернемся к бесам. Резкая и громкая в спектакле не только Лариса Огудалова, но и другие герои (например, Сергей Паратов). «Да что ж вы все так орете?!» — так озвучила Харита Игнатьевна (Елена Валюшкина) мысли зрителей. Действительно, поначалу ты не понимаешь, отчего так громко все вокруг говорят. Но со временем, когда уже осознаешь, что герои постепенно сходят с ума, то начинаешь чувствовать то же самое… Ты тоже безумен от того, что творится на сцене. Видимо, этот «бес» заразен.

Харита Игнатьевна — Елена Валюшкина

Харита Игнатьевна, бойкая и яркая в начале, постепенно становится все тише и незаметнее. Она находится с нами до самого финала (хотя в пьесе Островского ее последний выход — на обеде у Карандышева), будто призрак, который смотрит на все с равнодушием. Она уже не реагирует, когда Карандышев убивает ее дочь. Актриса полностью воплощает на сцене задумку режиссера о том, что «‎когда-то в молодости мама пережила все то же самое, что и ее дочь, — в тех же красках, но с другими мужчинами. Глядя на происходящее с Ларисой, она вспоминает свою жизнь. Так мы связали истории обеих Огудаловых». Она видит беса в Ларисе, узнавая в нем себя. 

Единственный раз, когда мы видим счастливую, искренне смеющуюся Ларису Огудалову – после ее физической смерти. Она наконец освободилась. Обрела счастье… и поела наконец пельмени.

Фото Елены Лапиной

Поделиться: