ЭДГАРД ЗАПАШНЫЙ: «В ШОУ «ЗАКОЛДОВАННАЯ» МЫ СМЕШАЛИ РУССКУЮ И СКАНДИНАВСКУЮ МИФОЛОГИЮ»

Анастасия Павлова

С директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Эдгардом Запашным мы встретились накануне Нового года. О шоу «Заколдованная», гастролях, планах и надеждах, связанных с 2023 годом, он рассказал нашему изданию.

У вас три премьеры подряд – в Большом Московском цирке, на «Сибур-Арене» в Санкт-Петербурге и в Нижегородском цирке…

На самом деле, наши артисты сейчас работают в четырёх городах. До Санкт-Петербурга, куда переехала программа «Кабы я была царица», мы отыграли 7 спектаклей на восьмитысячном стадионе в Минске. Шоу «Страшная сила» до 8 января можно будет увидеть в Нижнем Новгороде, и еще артисты БМЦ работают в сборной программе в Ашхабадском цирке. Я давно не был в нем, по детским воспоминаниям это был самый большой цирк и очень красивый. Я недавно говорил с организаторами – представление идет с аншлагами.

Но в наших спектаклях принимают участие и артисты Росгосцирка, с которым мы активно сотрудничаем. В Москве у нас работают Андрей и Анастасия Дементьевы-Корниловы со своими слонами и балетом, в Минске и Санкт-Петербурге – дрессировщики Исаичевы с пумами, акробаты с першами Салаваевы и другие.

В прошлом году в новогодние праздники вы одновременно показывали два представления…

Это было связано с тем, чтобы обеспечить труппу работой, поскольку из-за коронавируса мы не могли никуда выехать. Сейчас гастрольная деятельность активировалась, в ближнем зарубежье, в том числе. У нас даже определенная нехватка артистов получилась, и мы приглашаем артистов из Росгосцирка.

На фото — спектакль «Кабы я была царица»

А в течение года не планируете делать два шоу одновременно?

Нет, потому что сейчас «Кабы я была царица» едет в Санкт-Петербург, а потом после Нижнего туда приедем мы с Аскольдом с шоу «Страшная сила». В Большом Московском цирке в новой программе «КороЛЕВство» будет работать Владислав Гончаров с его шоу «Принц цирка», также в него войдёт несколько номеров нашего цирка.

Был еще опыт иммерсивного спектакля в цирке. Не будет ли он повторяться или трансформироваться?

Нам бы хотелось его перезапустить, но проблема связана с коронавирусом, сейчас некоторые города переходят на масочный режим, и пока непонятно, что будет дальше. Есть вероятность, что мы продадим их, а потом придется отменять. Поэтому пока решили взять паузу на неопределенный срок. В это время наши ребята-клоуны нашли чем заняться. Они сделали новый спектакль «Самый лучший цирк» и ездят с ним по городам. Наверно, иммерсивный спектакль дал толчок к созданию чего-то нового.

А что он дал Большому Московскому цирку?

Ничего, кроме рекламы. Это абсолютно некоммерческий продукт, потому что затраты были больше, чем прибыль. Это было нужно для создания определенной творческой «движухи» внутри и разговоров среди зрителей, и обсуждений со зрителями.

На фото — Стефания Запашная в роли Снегурочки в спектакле «Заколдованная»

Новый год связан с чудесами. Новая волшебная история переносит нас в Скандинавию. Почему именно туда?

Вы знаете, я этот же вопрос задал своему брату, когда он предложил этот новогодний концепт. Брат старается не повторяться, сейчас вот смешал персонажей скандинавской мифологии с нашими любимыми новогодними героями, и вышло достаточно оригинально. Мы понимаем, что зритель к нам ходит часто один и тот же, и переодевать артистов, немного трансформируя историю, было бы несправедливо. Новые имена, новые герои, новые идеи очень важны для брата.

Кто делает сказку для зрителя?

Снегурочек играют три девочки: мои дочки – Стефания (она основная) и Глория, и Вероника, дочка Андрея Дементьева-Корнилова. Йолоупукки – это наш любимый Артем Бобцов, который давно является штатным сотрудником БМЦ. В ролях сестер – Ингрид и Вивьен – зрители увидят сестру Андрея Анастасию и его жену Екатерину. Сам Андрей предстанет в образе Викинга, ведьмой стала дрессировщица экзотических животных Марина Руденко из компании «Росгосцирк». У нее в номере работают леопарды, питоны и крокодилы.

Более десяти лет вы делали шоу на Малой спортивной арене в «Лужниках». Ждать ли возвращения туда?

Знаете, я чувствую себя виноватым. Мы за 13 лет приучили зрителя к этим шоу. Сначала вмешалась пандемия, сейчас ее отдали хоккейному клубу «Спартак». Там в основном играет молодежная сборная. А на зимний период выпадают игры play-off. Поэтому на следующий год мы начали искать себе альтернативную площадку. Хотелось бы возобновить большие стадионные шоу, тем более у нас есть проект «Больше-меньше» с Алексеем Маклаковым в главной роли. Аскольд и афишу разработал, и часть костюмов была сделана.

На фото — сцена из шоу «Раз, два… четыре пять» в Лужниках

Если говорить о больших шоу, то в первых главными героями были братья, потом вы отдавали главные роли примам цирка Елене Петриковой и Елене Бараненко, сейчас – две сестры. Это на перспективу?

 Вы сейчас задали мне вопрос, и я начал вспоминать, так ли это. Никогда не было такой идеи. Я думаю, что первое время, когда мы выпускали шоу в «Лужниках», то вынуждены были делать акценты на себя, потому что люди шли на Запашных. Но, убедившись в том, что «Цирк Братьев Запашных» – это качественный свет, звук, история, драматургия и прекрасные артисты, брат немного отпустил ситуацию и стал выводить на первый план других артистов. Также немаловажным фактом является то, что мы с Аскольдом заинтересованы в раскрутке кого-то еще. Нас с братом обвиняли в том, что мы ревностно относимся к чужой славе и стараемся все делать, чтобы держать всех в своей тени. Но за годы этот слух не оправдал себя.

В «Заколдованной» случился большой дебют Николь. Как она отреагировала на зал?

Николь – маленькая слониха, хотя и весит больше полутора тонн, и у нее, как и у всех слонов, тонкая душевная организация. Она у нас уже два года, и как артистка уже готова к выступлениям. А вот морально мы никак не могли ее подготовить. Она с подозрением относится к музыке, к движению в зрительном зале, к большому скоплению людей, к свету, к пиротехнике. Мы постепенно пытались приучать ее, но трудности все равно оставались. Она прекрасно выполняет порядка 30-40 трюков. Трижды мы выводили ее в рамках открытой репетиции. Первый раз совсем плохо вышло – она сделала какие-то трюки, потом увидела зрителей и решила домой уйти. Вторая репетиция была чуть лучше, третья – почти хорошо. Но одной из проблем было то, что она очень хорошо отличает фонограмму от живого звука. Звук на фонограмме ее не беспокоит, как только появляется живой оркестр и исполняет ту же мелодию, вступают ударники или трубы, она сразу напрягается, начинает нервничать, выходит из-под контроля. Я стал отдельно вызывать оркестр. И в какой-то момент мне стало жалко людей, они приходят дополнительно и час играют специально, чтобы слон потихоньку привык к музыке. Я понял, что такие репетиции у нас займут еще полгода. Так возникла идея объединить ее с тремя слонами Андрея Дементьева-Корнилова, чтобы они репетировали вместе. И вот с сентября мы начали вместе работать, и я бы сказал, что этого времени было много, потому что в связке с другими слонами она как будто отключилась полностью от внешних раздражающих факторов. Я очень благодарен Андрею и его сестре Анастасии за эту возможность, потому что процесс пошел довольно быстро. Я думаю, что из 80 новогодних спектаклей она сможет отработать примерно 25. Большую часть времени я провожу в Нижнем Новгороде, где идет шоу «Страшная сила», поэтому мы не выводим Николь на все московские представления. А когда там нет спектаклей, я прилетаю сюда и работаю с ней. Я думаю, что эти 20 с лишним спектаклей дадут ей возможность преодолеть психологический барьер и в дальнейшем справляться самой.

На фото — спектакль «Заколдованная» в Большом Московском цирке

Все ваши спектакли — это всегда хорошие тексты, музыка и песни. Но от вокальных партий вы, как мне показалось, отходите в последнее время…

Мы не отказываемся от вокала. В шоу «Страшная сила» брат ввел оперную певицу, которая вживую исполнила 3 или 4 партии. В «Лужниках» ее не было. Так что какой-то конкретной стратегии относительно песен у нас нет. Брат на месте решает, нужно это или нет. В «Лужниках» у нас одно время был Андрей Лефлер, который сразу несколько функций выполнял – он был вокалистом, лидером музыкальной группы и сам писал музыку. И было бы неправильно не использовать это на полную.

Давно ходят разговоры о реконструкции Большого Московского цирка. В какой стадии сейчас эта история?

Ни в какой. И это не наша вина. Это решение руководства города. Пока нам не уделяют внимания именно в этом направлении. Я не могу сказать, что нас вообще игнорируют, ряд текущих вопросов решается и решается очень хорошо. Но в плане глобальной реконструкции пока все мертво.

Вы ведете активную благотворительную деятельность, как в новогодние дни вы поздравляете ребят?

Вчера был Общественный совет Министерства обороны и председатель совета, главный редактор «Московского комсомольца»Павел Гусев отметил, что БМЦ за последнее время принял больше 1000 детей военнослужащих, попавших в трудные жизненные ситуации. Эта работа не останавливается. Вчера вечером здесь мы разгрузили больше 30 мешков кормов для собак и сейчас решаем, в какой приют мы их повезем. Мы выделяем билеты для офицеров, вернувшихся из зоны боевых действий, сейчас я отдаю им директорскую бронь. Мы постоянно работаем с больницами и онкоцентрами, часто проводим акции, приуроченные к разным праздникам – Дню цирка, Дню защиты детей. Сейчас активно проводится новогодняя акция – Елка желаний, сегодня депутат Тимофей Баженов привезет порядка 20 детей. Вчера в новостях прочитал, что губернатор Мордовии выполнил желание ребенка – оплатил поездку в Нижний Новгород, и мальчик придет на наше представление.

Возвращаясь к чудесному новогоднему времени. Ждете ли Вы от Нового года чудес? С чем связаны новогодние надежды?

Чудес не хочется ждать, потому что я реалист. Я понимаю, что сейчас две основные проблемы – это проведение СВО, и здесь никакого чуда не может произойти, потому что это очень сложное мероприятие и идеологического, и военного, и гуманитарного характера. Поэтому, я надеюсь, что здесь все произойдет в соответствии с целями, поставленными Россией. Хотелось бы более быстрого разрешения конфликта, лучше, конечно, при помощи переговоров. Иначе, как сказал министр иностранных дел Лавров, «вопрос решат российские военные». Поэтому короткой фразой – мирного неба нам всем над головой. Второй вопрос – плавающая пандемия. Коронавирус уже показал масштабы. И поэтому второе пожелание – здоровья. А третье – процветания стране несмотря на то, что мы сейчас под серьезным давлением экономически развитых стран. Я увидел, что мы сами себя очень сильно недооценивали. Поэтому хотелось бы активного экономического роста.

Фотографии Александры Дубровской

Портреты предоставлены пресс-службой Большого Московского цирка

Author

Поделиться: