ГОЛОС НОВОГО ГЕРОЯ

Анна Попова

С 1 по 11 октября 2022 года в Театральном центре “На Страстном” прошёл очередной фестиваль моноспектаклей “SOLO”. На протяжении 14 лет его героями становились персонажи Достоевского, Шекспира, великие музыканты и поэты, литературные персонажи: от Анны Карениной до Фрекен Бок. На фестиваль приезжали именитые режиссёры-драматурги: Ян Фабр с автобиографичным спектаклем “Ночные дневники” и Евгений Гришковец со спектаклями “Монолог концерт” и “Прощание с бумагой”. 

На фото — спектакль «Хочу в Париж»

В этом году география фестиваля охватила театры от солнечной Абхазии до холодной Камчатки, включив в себя Вологду, Владимир, Тюмень, Нижневартовск и, конечно, Петербург и Москву. Благодаря спектаклю “Хочу в Париж” Нижневартовского драматического театра, зрители смогли побывать и во Франции, увидеть Лувр и Мулен Руж. Правда, миниатюрные, сделанные руками Вячеслава Зайчикова, режиссёра и художника постановки. Главному герою спектакля путешествие далось не так легко, как зрителям — они только наблюдали. А вот герой пьесы — Дмитрий Кореньков в исполнении Евгения Наумова — ещё с малых лет, прочитав “Д’Артаньяна и трёх мушкетеров”, на всю жизнь заразился мечтой уехать в столицу Франции.

Всё взросление Кореньков приобщался к французской культуре. Вместо дворовых песен играл на гитаре Джо Дассена, спорил с учительницей по французскому. Пытался приготовить луковый суп из соли и огромной луковицы. В кастрюльке, которую в тот момент держал в руках Евгений Наумов, конечно, ничего не было, но по идеальному владению памятью физических действий было понятно, что блюдо не удалось. Его запах, кажется, почувствовали даже в последнем ряду.

После техникума мечта уехать в Париж потерялась на жизненном пути под названием “родился, женился, устроился на завод”. Жизнь Коренькова буквально наполнялась спокойной, в некоторые моменты даже приятной, серостью. Героя в сером потёртом пиджаке окружают три серые табуретки, как в сказке “Три медведя”, отличающиеся по размеру: маленькая, средняя, большая. С маленькой он нянчится как с дочерью, среднюю по-дружески похлопывает как сына, а жена — как самая большая табуретка — опора. Гитара задвинута, “Три мушкетёра” пылятся на антресолях.

Кореньков вспоминает о своей мечте, когда, по дороге с работы домой, встречает французов, приехавших в Советский Союз. Но всё вновь разбивается о невозможность выехать из страны без путёвки. Герой Наумова стареет на наших глазах, нянчит внуков, а мы теряем надежду и уже готовимся к печальному финалу.

Однако справедливость торжествует. В честь выхода на пенсию начальство завода отправляет Коренькова в Париж. Здесь буйство красок, потрёпанный на работе пиджак сменяется белым костюмом. На сцене — панорама из мини-копий достопримечательностей. В центре неё, из тех же трёх табуреток, поставленных друг на друга, сложилась Эйфелева башня. Был ли это сон или герою, правда, удалось увидеть Францию, но, внезапно, путешествие заканчивается. Вернувшись, наш герой пытается спросить на французском, где находится метро, и никто его не понимает. Он сходит с ума, осознав, что Францию, вероятно, больше никогда не увидит. Кореньков, который так долго жаждал своего счастья, так и не смог его вынести, а лирическая мечта обернулась торжеством трагедии.

На фото — спектакль «Ухо Ван Гога»

Новым героем фестиваля моноспектаклей стал и знаменитый художник Винсент Ван Гог. Так же, как персонаж спектакля “Хочу в Париж” не смог жить в своём настоящем мире, не вместился в реальность и герой спектакля Романа Габриа “Ухо Ван Гога”. Изначальной задачей режиссёра и актёра Александра Тихонова было показать внутренний мир нидерландского художника. Чёрная коробка Малой сцены Тюменского драматического театра временно становилась пространством сознания Ван Гога. Ван Гог Тихонова — безумный художник с перевязанной головой как на знаменитом автопортрете. Огромной кисточкой, похожей на посох, он пытается поймать в воздухе очертания картины. Художник нервно борется с ещё белым, нераскрашенным стулом, который напоминает тот из картины “Спальня в Арле”. Кисточкой старательно смешивает краски. Внезапно всю сцену застилает ярко-жёлтый дым и герой, радуясь нужному оттенку, начинает его поедать.

Странно, что о неизвестной истории Ван Гога пытаются рассказать через самые популярные факты о нём: отрезанное ухо, поедание жёлтой краски, чтобы обрести счастье, иллюстрирование картин. Хотя актёр создаёт интересный образ великого и безумного живописца, сюжет спектакля, построенный на клише о Ван Гоге, не даёт нам увидеть его внутренний мир. Теряется ощущение загадки личности, история становится предсказуемой. Все заканчивается ловлей ворон кисточкой в воздухе и выстрелом в голову.

Новыми героями фестиваля “SOLO” стали и поэты. Впервые на сцене они появились в таком количестве. Александр Сергеевич Пушкин появился аж в двух вариантах в спектаклях “Спасти камер-юнкера Пушкина” Камчатского отделения СТД и “Дневник-писателя. Эпизод VII: Пушкин”. драматического театра “Поиск”, города Лесосибирск. А близкий с ним образ Михаила Юрьевича Лермонтова был показан в спектакле Елены Чёрной “Мой Лермонтов” Московского Губернского театра.

На фото — спектакль «Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин»

“Дневник-писателя. Эпизод VII: Пушкин” — спектакль-детектив. В постановке, основанной на книге Достоевского, актёр Максим Потапченко ведёт следствие о романе в стихах “Евгений Онегин”. А в спектакле “Спасти камер-юнкера Пушкина” герой Алексея Высторопца так проникается произведениями Пушкина, что, узнав о трагическом финале его жизни, не может с этим смириться. У него появляется идея спасти поэта любой ценой.

Постановка Елены Чёрной построена на стихах и прозе Лермонтова, в исполнении Кирилла Зайцев. Он, в мундире — будто только сошел со страниц романа “Герой нашего времени”, разговаривает исключительно ямбом, иногда переходя на прозу и романсы под гитару. Стихами актёр рассказывает судьбу поэта, следуя хронологии. Постановка кажется больше школьной, потому что представляет хрестоматийно-утвержденный образ Михаила Лермонтова. Однако само чтение стихов производит немалое впечатление.

На фото — спектакль «Я жду тебя, любимый»

История женщин на фестивале не нова, однако, впервые на сцене прозвучала пьеса Дарио Фо и Франки Раме “Я жду тебя, любимый”. Их история о женщине Марии, которую ревнивый муж не выпускает из квартиры, изначально гротескно-смешная. Она вынуждена ухаживать за ворчливым деверем, маленьким ребенком, отмахиваться от назойливого соседа и ловко увиливать от кредиторов, которые названивают по телефону. Однако спектакль Бориса Макарова концентрируется на её переживаниях и становится более драматичным. Нина Лоленко рассказывает не только о бытовых неурядицах своей героини, но и о её трагичной истории любви. Её возлюбленный хочет вызволить Марию и уехать с ней, но слишком крепко держит героиню муж, да и она не может оставить маленького ребёнка и деверя, о которых больше некому позаботиться. У Марии остается лишь слепая надежда на то, что когда-нибудь её возлюбленный заберет её из клетки в реальный мир.

В этом году фестиваль пополнил коллекцию персонажей. Сложно из них, разных и индивидуальных, очертить единый образ типичного героя “SOLO”. На сцене своё место может найти художник или поэт, маленький человек или мечтатель. Моноспектакль сложен своим форматом — целое театральное действие отдается только одному герою, но именно в этом случае между ним и зрителями возникает искренний разговор. И каждый герой фестиваля заслуживает такого пристального внимания, ведь ему так хочется рассказать свою историю.

Фотографии предоставлены пресс-службой

Author

Поделиться: