В ТЕАТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОБСУДЯТ ИСТОРИЮ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ЦЕНЗУРЫ

Анастасия Павлова

21 октября 2022 года в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке пройдет международная научно-практическая конференция по истории драматической цензуры «Разрешить нельзя запретить».

Театральная или драматическая цензура, как чаще она называлась в быту и печати, возникла одновременно с формированием профессионального театра. Сочинения, предназначенные для сценического воплощения, проходили две цензуры: общую и драматическую. Первая разрешала или запрещала печатать пьесу, вторая же должна была составить свое заключение по поводу постановки пьесы на сцене конкретного театра. На цензуру возлагалось разрешение к постановке не только драматических произведений, но и оперных и балетных либретто, текстов ко всем музыкальным произведениям, цирковым и балаганным представлениям, театральным рецензиям. Строгому досмотру подвергались также все театральные афиши, дабы «названия пьес, отдельных актов и картин не были произвольно дополняемы и изменяемы».

До 1865 года, времени образования Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел Российской Империи, запрещенные пьесы оставались в фондах цензурного ведомства, разрешенные возвращались в театр и вставали на полки Центральной библиотеки Дирекции Императорских театров – с 1917 по 1933 год Центральной библиотеки Русской драмы, а ныне Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.

К моменту полного упразднения цензуры по решению Временного правительства 27 апреля 1917 года, значительный массив материалов по драматической цензуре находился в Главном управлении по делам печати: это пьесы, запрещенные до 1865 года, а также разрешенные и запрещенные с 1865 по 1917 год; рапорты и протоколы о них; протоколы заседаний Цензурного комитета и т. д.

В 1918 году стараниями «красного» директора А. С. Полякова все эти материалы поступили в Библиотеку Русской драмы, где, таким образом, оказались почти все драматические произведения, прошедшие цензуру. Драматическая библиотека Цензурного ведомства хранится здесь и поныне и образует книжный памятник-коллекцию «Драматическая цензура».

Самым ценным результатом деятельности цензурного ведомства явилось то, что оно сохранило практически все, созданное в России в драматическом жанре.

В заглавии конференции «Разрешить нельзя запретить» намеренно опущен знак препинания. Каждый из участников выберет место, куда «поставить» в своем сюжете «запятую».

Конференция будет посвящена изучению комплекса проблем, входящих в понятие «театральная цензура» в дореволюционной России. Темами для обсуждения станут: история цензурных учреждений и цензурного законодательства, политика правительства в отношении театра и драматургии; деятельность Театрально-Литературного комитета; жизнь и деятельность цензоров, персональный состав цензурного ведомства; взаимоотношение и взаимовлияние драматургов и театральных критиков и театральной цензуры; проблемы цензурирования текстов, судьбы драматических произведений (от замысла до сцены); хранение и изучение текстов, прошедших драматическую цензуру.

В мероприятии примут участие историки театра, театроведы, литературоведы, библиотекари и научные сотрудники музеев из Санкт-Петербурга и Москвы, а также исследователи из Франции и Финляндии.

В завершении конференции участникам будут продемонстрированы уникальные экземпляры из фонда «Драматическая цензура» Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки.

Поделиться: