ГОЛОСА ЖИЗНИ

Даниил Вдовин

«Улетают птицы»/ фото организаторов фестиваля

Фотографии пустых деревень, разбросанных по разным уголкам России, довольно часто встречаются на страницах научно-популярных журналов. Пугающее зрелище — полусгнившие домики на фоне потемневшего от времени строения бывшей церкви. Жители постепенно переселяются в крупные города, иногда забывают оставленные им в наследство языки. Услышать голоса этих людей, понять их переживания удалось на коми-пермяцком фестивале театральной компании «немхат».

Герои спектаклей выросли на берегах северных рек, с детства слышали народные предания и песни. В их рассказах есть место словам о покинутых местах, о моментах радости от общения на родном языке.

Разрушение уклада прежней жизни, утрата обычаев малых народов начались уже с середины прошлого века. Пустели школы, дома, тихо вымирали целые поселения. «Сейчас деревни вообще нет, никого нет — ничего. Малинник только есть да старые дома, все сгнили». Старожилы общаются с новыми поколениями на родном языке, чтобы сохранить память о себе: «На коми, всегда на коми. Со своими детьми тоже, мы же коми-пермяки. Нет русских у нас», — говорит героиня одного из спектаклей.

Эксперименты Александра Шумилина, создателя и режиссёра «немхата», на «Золотой Маске» отметились выбором необычного пространства для встреч: бассейн, торговый центр, редакция журнала. Зрителям и перформерам разрешали взаимодействовать друг с другом, совместно формировать собственную драматургию спектакля. Новый проект компании сделан так же.

«Тихие танцы» / фото организаторов

В спектакле «К реке» зрители могли повлиять на настроение спектакля, напевая вместе с солисткой мотивы народных песен, вмешиваясь в выстроенную режиссёром чистую звуковую и интонационную композицию. А сам фестиваль проходил в Перми на разных площадках, чтобы дать возможность зрителям и участникам по-разному прочувствовать акустику и возможности каждого отдельного места.

Среди них можно выделить общественное пространство на набережной реки Камы «digital port», и помещения Ботанического сада при государственном университете. Исчезающие растения и музыкальное представление «Улетают птицы» о жизни пожилой коми-пермячки, оказались соединены одной темой, а площадка у воды давала возможность посмотреть за горизонт, на течение реки, так похожее на течение жизни.

Пластический проект «Тихие танцы» в большом зале частной филармонии «Триумф» буквально объединил зрителей с участниками танца без музыки, дал возможность обойти их с разных сторон и даже взглянуть на исполнителей с иной точки зрения — некоторые наблюдатели даже ложились на пол, рядом с неподвижными перформерами. «Тихие танцы» открывали коми-пермяцкий фестиваль, но именно этот проект был идейно обособлен от остальных мероприятий.

«К реке» / фото организаторов

В зале бывшего кинотеатра на экране крутится документальный видеоролик с танцами в избе: пожилые исполнительницы национальных танцев двигаются в пёстрых сарафанах, а на фоне традиционного действа в тишине стоят перформеры. Они непримечательны, их чёрные тренировочные костюмы поначалу смотрятся блёкло. Но это лишь первое впечатление.

Исполнители замерли в полусогнутых позах, вокруг них постепенно собирались зрители. Кто-то садился на стул, кто-то выбирал место на полу, поближе к предполагаемой сцене. Танцоры располагались друг от друга на расстоянии полуметра. В определенный момент они опустились на пол, а потом легли в расслабленных позах.

Некоторые из исполнителей подавали импульс, энергия постепенно перетекала от кистей и пальцев к туловищу, и переходила к импровизационным парным или одиночным фигурам. Движение в тишине отыскивало невидимые точки, стремилось угадать неслышимый ритм, свой для каждого перформера.

Комбинации смотрелись естественно, каждый импульс будто шёл от импровизации, когда кто-то из перформеров передавал другому инициативу. Тишина помогла забыть обо всем, что происходило вне площадки, движения затягивали своей простотой. И чем-то напоминали перекаты волн или волнения колосьев в поле.

Основную тему фестиваля продолжил акустический спектакль «К реке». Сумерки на реке. Из общественного пространства «digital port» видна прибрежная зона. Зрители собираются в полузатенённом зале, где один яркий прожектор освещает круг из стульев и подставок для партитуры.

Концепция спектакля довольно проста. Исполнительница Даша Калина в национальном костюме поочерёдно исполняла национальные песни, они подбирались под мотивы из любовных писем коми-пермяков Павла и Александры.

Молодые люди, писавшие друг другу послания в течении двух лет, стремились описывать своё состояние образно и эмоционально. Явления природы и бытовые случаи становились основой их разговора о чувствах. От авторов спектакля зрители узнали, что герои писем так и не соединились.

Влюблённые часто описывали в своих письмах истории, связанные с реками, в которых всё течет и меняется. Вот и для героев в конце настало время завершить переписку. В первых письмах заметно, как Александра и Павел рассказывают друг другу о своей жизни: у неё в школе выпустились отличники, у него на службе «подошли» новые призывники. В последних посланиях герои отдаляются друг от друга, понимают, что вместе им быть невозможно.

Весь спектакль перформеры меняли местами тексты писем, напротив каждого зрителя на подставке для партитуры. Даша Калина играла на разных национальных инструментах, и с их помощью менялся колорит выступления.

В какой-то момент чувствовалось, что песни гораздо сильнее передают содержание всей переписки. Хотелось бегло прочесть основные события на странице, а потом в спокойствии вслушиваться в текст песни на незнакомом языке.

Непрерывное течение мелодии, эмоциональные перемены в истории создавали своеобразный ритм спектакля, он не давал возможности забыться или отвлечься. Отношения между героями менялись, и музыка перешла от задорных постукиваний к лирическому напеву. Дашу Калину можно было услышать и в следующем спектакле фестиваля, основанном на истории жизни пожилой коми-пермячки. Он проходил в Ботаническом саду, и связывал в одну линию тему забвения национального языка и вымирания редких видов флоры.

«Улетают птицы»/ фото организаторов фестиваля

Растения из разных уголков мира освещены вечерним солнцем. В саду особый микроклимат, творческий и природный. На уже знакомых подставках стоят фотографии из жизни коми-пермяцкой деревни, зрителям раздают аудиоплееры. Музыкальная тема спектакля соединила в себе вокальные партии национального хора в музыкальной обработке композитора Легионы Целебровски и запись голоса пожилой коми-пермячки Раисы Степановны. Так строится сайт-специфик опера «Улетают птицы».

В основе действия — документальный рассказ героини. Она всю жизнь прожила на родной земле: получила образование и обзавелась большой семьей. Воспоминания её сложены в пятнадцать арий с прологом и финалом. В каждом фрагменте оперы затронуты знаменательные события из жизни: учеба в педучилище на коми-пермяцком отделении, работе в отдалённой деревенской школе, неразделённая любовь и «богатая» старость в окружении близких людей.

Раиса Степановна на протяжении всей своей жизни старается сохранять связь с людьми, которые когда-то были рядом с ней. В финале либретто сказано, что её бывшие ученики приезжают из разных городов, чтобы увидеться с ней: «Это моя радость, что ребята меня не забывают». А свою семью она называет настоящим богатством: «Детей у нас трое, внуков восемь, правнуков десять. Я очень богата! Все здесь живут».

Под аккомпанемент рассказа зрители могли свободно перемещаться в пространстве, наблюдая за редкими видами растений. Хрупкость существования самобытной культуры рифмовалась с утраченной, вымирающей природой.

Язык и прежний уклад жизни постепенно уходят в прошлое. Растения вокруг живут благодаря заботе человека. Звуки и мелодии оперы, природа, до которой можно дотронуться, существуют здесь и сейчас. В моменте спектакля эти темы ощутимы, а упадок языка и культуры особенно выделяется: учёные сохраняют исчезающие виды растений, а долголетие языка зависит от стремления народа продолжать традиции. В буклете, который вместе с наушниками зрителям выдали перед спектаклем, больше всего меня задела одна фраза Раисы Степановны: «Ну теперь я буду жить вечно!» Её жизнь стала частью музыкальной композиции, места, времени, в котором существовали зрители. Исчезающий пласт коми-пермяцкой жизни ввели в искусство, чтобы он хотя бы сегодня не затерялся в вечности. Фотографии пустых деревень после посещения спектаклей уже не кажутся чем-то далёким. Брошенные дома молча смотрят на сегодняшних зрителей, пытаясь рассказать о своей жизни, о том, что они когда-то существовали. Их голоса мы услышали, осталось только сделать для себя выводы.

Author

Поделиться: