ПАЛИТРА СЕНТЯБРЯ: РЕСТАВРАТОРЫ, ИМПРЕССИОНИСТЫ, ПАРКИ, ЦВЕТЫ И НЕМНОГО АЛХИМИИ

Анна Оконова

Осенняя палитра выставок, собранная нашим гидом Анной Оконовой, ярка и разнообразна. В ней представлены графика мастеров Возрождения и коллекции импрессионистов Михаила и Ивана Морозовых, работы русских художников начала XX века в сочетании с архитектурным и звуковым ландшафтом и красоты парков и садов, рассказы лотоса и проект о зрении и слепоте.

Начинаем мы наше путешествие со знакомства с графическими работами мастеров Возрождения.

Выставка «Мастера Возрождения. Реставрация графики», открывшаяся в конце мая в Третьяковской галерее — итог работы отдела научной реставрации графики XVIII – начала XX века за последние десять лет.

Экспозиция, размещённая в шести залах, даёт возможность зрителю заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами, оценить их масштаб. Здесь можно увидеть крупногабаритные произведения, которые реставрируют артельным способом, работы, исполненные в сыпучих техниках — пастели, угле, сангине; акварели, карандашные рисунки и произведения, сделанные в печатной технике; а также работы, исполненные гуашью, темперой и в так называемых смешанных техниках.

Посетить экспозицию можно до 13 октября.

17 июня Фонд Ruarts представил выставку «Все в сад!».

Сады и парки, как расцветающие в обитаемых ландшафтах, так и внутренние, цветущие в душах, являются ухоженными уголками великой свободной природы, культивированной в частных пространствах. В саду заключается мини-модель всей природы в целом, и каждый может судить о мироздании, не покидая пределов своего маленького участка. Сад способен отражать суть своего владельца подобно зеркалу.

На выставке представлены работы российских современных художников из коллекции Фонда Ruarts и зарубежных авторов из частной коллекции Марианны Сардаровой из области фотографии, живописи, видео, скульптуры и инсталляции.

Она продлится до 27 октября.

В конце июня в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».

«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – главный проект Пушкинского музея 2022 года, продолжающий рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию войдут произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 67 работ из Эрмитажа, 63 – из Третьяковской галереи и 103 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина. На выставке будут представлены работы М. Дени, А. Сислея, К. Писсарро, П. О. Ренуара, К. Моне, П. Синьяка, А. Майоля, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, В. Васнецова, К. Коровина, И. Левитана, М. Шагала, Б. Кустодиева, В. Серова, С. Виноградова, В. Сурикова и других художников.

Выставка расскажет о двух представителях обширного предпринимательского клана Морозовых, о двух братьях – коллекционерах современного искусства: эксцентричном экспериментаторе Михаиле и вдумчивом и утонченном знатоке Иване. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные ими на рубеже столетий. Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.

Выставка продлится до 30 октября.

В середине июля в пространстве ГЭС-2 начала работу экспозиция «Настройки-2».

Посетитель становится соавтором, а работы оживают и меняются, как только на них падает взгляд. В пространстве «ГЭС-2» посетители смогут посмотреть на переходные формы между скульптурой и живописью, познакомиться с историей живописной абстракции, начиная с произведений европейского и русского авангарда и заканчивая современными авторами, увидеть то, как художники растворяют свои работы в выставочном пространстве, и услышать музыку, которая становится источником вдохновения и важнейшим условием для организации коллективного опыта.

К диалогу архитектуры и звука в «Настройках-2» присоединяется визуальное искусство, представленное работами мировых художников XX и XXI веков из коллекции фонда V–A–C — Василия Кандинского, Александры Экстер, Бриджет Райли, Зигмара Польке, Дэниела Кнорра, Герхарда Рихтера, Лиз Дешен, Вейда Гайтона, Константина Бранкузи, Луиз Буржуа и других.

К звуковым инсталляциям «Настроек-2» присоединяются три новых сочинения, написанные современными российскими композиторами для Проспекта и Парковки «ГЭС-2»: «Мгновения» Марка Булошникова, I campi dei ricordi («Поля воспоминаний») Ивана Бушуева и «Формы нежности» Антона Светличного.

Стать соавтором можно до 30 сентября.

Продолжает работу и небольшая выставка в Музее Востока, посвящённая образу прекрасного цветка, символизирующего лето, «И лотос хочет мне сказать …» .

На выставке представлено 25 произведений из фарфора, а также металла и камня, среди них авторская ваза керамиста Сюй Бина, выставленная в отдельную витрину. Она является даром галереи «Евразия» Музею Востока.

Полюбоваться лотосами можно до 16 октября.

Проект «Котёл алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие», представленный в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина, обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить о репрезентации зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс. Выставка разделена на две части, первая из которых посвящена редукции зрения и осязательному взгляду, а вторая связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией. Обе части выставочного проекта объединены в книжном издании «Котёл алхимика», в котором произведения изобразительного искусства сопровождаются текстами Бальзака, Деррида, Зедльмайра, Ванеяна, Вербеек и статьями исследователей, кураторов и хранителей Пушкинского музея.

Заглянуть в «Котёл алхимика» вы сможете до 13 ноября.

Поделиться: