5 сентября в Музее Москвы пройдёт показ спектакля «РыСи», созданного в рамках Лаборатории Центра Вознесенского «Театр vs Текст». Театральный проект основан на творчестве двух мало изученных авторов — трансфуристов Ры Никоновой (она же Анна Таршис) и Сергея Сигея (Сигов). Спектакль «РыСи», как и другие проекты Лаборатории, отталкивается от необычных текстов, в которых заложен потенциал для неординарных театральных решений.
«В проекте заняты не классические драматические артисты, а исполнители, которых, скорее, мы называем перформерами, — рассказывает Юлия Гирба, куратор театральных программ Центра Вознесенского. — Это люди, сочетающие музыкальные возможности и возможности пластики / движения, а именно Ольга Власова и Игорь Витковский. Мы ищем адекватное выражение темы через театральный язык, который позволяет по-разному и наиболее полно взглянуть на авангардные поиски 1960-х, синтезировать разные способы выражения».
Себя и близких поэтов Ры Никонова и Сергей Сигей называли трансфуристами — от слов «футуризм» (они считали футуристов своими предшественниками) и «транспонирование», которое обозначало центральную идею их творчества: перевод существующего произведения (текстового или визуального) в другую тональность. Транспонировать — значит разобрать текст на части, чтобы выстроить совершенно новое, причудливое и удивляющее аудиовизуальное произведение. Эта практика одновременно отталкивается от экспериментов футуристов и напоминает распространившуюся значительно позднее практику блэкаута, когда чужой текст становится для поэта строительным материалом. Большинство собственных текстов и текстов других современных поэтов Ры и Сергей публиковали в журнале «Транспонанс», который они самостоятельно издавали с 1979 по 1987 год. Со временем «Транспонанс» объединил вокруг себя фактически все ведущие силы экспериментального искусства Ленинграда и Москвы. Журнал позиционировался как логическое продолжение и развитие линии исторического авангарда, в первую очередь русского футуризма.
Спектакль «РыСи» — это, с одной стороны, разбор забытой авангардной поэзии 1970-х, явно или опосредованно повлиявшей на развитие современной поэзии. С другой, попытка применить методы трансфуристов к их собственным текстам, разъять их и создать нечто новое.
Творчество трансфуристов привлекает авторов «РыСи» многосоставностью. Это делает его современным, хотя своими корнями оно и уходит к поэзии Крученых, Хлебникова и других авангардных поэтов. В их текстах сочетается поэзия, графика и музыка, так что визуальное отображение текста диктует его ритм и способ восприятия. Это не просто поэзия, это еще и визуальное искусство.
Большое значение в проекте уделяется видеоряду, который создал видеохудожник Пётр Вознесенский. Он — ученик Дмитрия Крымова, также как и художник спектакля Катя Эрдэни и режиссёр Филипп Виноградов (лауреат премии «Золотая Маска»).
Пьесу специально для Центра Вознесенского написала драматург из Санкт-Петербурга, лауреат «Золотой Маски» Элина Петрова.
В декабре 2021 года спектакль «РыСи» с успехом был показан на Мандельштамфесте в Воронеже.
Лаборатория «Театр vs Текст» — долгосрочный проект Центра Вознесенского, направленный на изучение новых путей взаимодействия текста и театра и сценическое воплощение произведений, далеких от привычного понимания драматического.